Памятник Исламу Каримову: почему людям не понравились работы?

© SputnikЗаслуженный художник Узбекистана Дамир Рузыбаев
Заслуженный художник Узбекистана Дамир Рузыбаев - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Заслуженный художник Узбекистана Дамир Рузыбаев поделился своим мнением относительно международного конкурса на лучший проект памятника Исламу Каримову, который проводится в эти дни в республике

ТАШКЕНТ, 10 апр — Sputnik. В Академии художеств Узбекистана в эти дни продолжает работу Международный конкурс на лучший проект памятника первому президенту республики. Сейчас работает жюри, однако люди в недоумении: что же случилось с узбекской скульптурой? Почему авторы не смогли правильно передать всю ту атмосферу и ауру, которая сопровождала Ислама Каримова?

После ряда публикаций в СМИ о начале работы конкурса интернет был переполнен негативными откликами в адрес представленных проектов. Люди ставили "дизлайки" тысячами на сообщениях о конкурсе, активно обсуждали безликость представленных памятников, одинаковость форм, несоответствие пропорций, бросающиеся в глаза даже несведущим. А ведь конкурс проводился среди профессионалов.

Корреспондент Sputnik Узбекистан попытался разобраться, в чем же причина такого отношения людей, возможно, только отчасти оправданного. Не слишком ли сурова публика в своей оценке к современным скульпторам? Люди хотят видеть достойные работы. Но что это значит? Каковы эти критерии достойности?

Каким увидели скульпторы памятник Каримову>>

Макеты памятников Каримову на презентации в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Каким увидели скульпторы памятник Каримову
Задумывая данную публикацию, мы ставили задачу смягчить поднятую волну негодования в адрес узбекских художников и скульпторов. Но, обратившись за комментарием к известному скульптору, поняли, что обвинения не так уж и беспочвенны.

Немного странным показалось и то, что эксперты, давшие в ходе открытия выставки комментарии Sputnik Узбекистан, отмечали, что на конкурсе представлено не более десяти по-настоящему достойных работ. Не значит ли это, что сегодня скульптура Узбекистана переживает нелегкие времена?

Об этом мы поговорили с Дамиром Рузыбаевым, заслуженным художником Узбекистана. С самого начала разговора мы договорились, что не просто обсудим всплывшую на поверхность проблему в искусстве, но и постараемся найти ее решение.

"Это давно назревшая проблема, о которой настало время говорить, и честно говорить. Об искусстве нельзя говорить неправду", — вводит в курс дела Дамир Салиджанович.

Немного о нашем собеседнике. Дамир Рузыбаев — известный скульптор, родом из Самарканда. Родился в 1939 году. Рисунку учился у Павла Петровича Мартакова, своим учителем также считает Александра Николаевича Волкова. Его работа "Портрет Игоря Савицкого", выполненная в 1984 году, находится в Третьяковской галерее в Москве. В постоянной экспозиции музея Востока, также расположенной в Москве, находятся еще две работы Дамира Рузыбаева. Его творчество представлено галереях Венгрии, Южной Кореи, Франции и Японии.

Председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нур - Sputnik Узбекистан
Акмаль Нур: участие в конкурсе на памятник Каримову — большая честь
На протяжении многих лет Дамир Рузыбаев был председателем секции скульптуры при Союзе художников Узбекистана, возглавлял художественный совет по скульптуре и монументальному искусству. С 1988 по 1997 год являлся директором Государственного музея искусств Узбекистана.

— Каковы ваши впечатления от увиденного на конкурсе?

— Мои впечатления такие же, как у большинства людей. Я общался со многими неспециалистами, обыкновенными людьми, которые пришли на эту выставку, и меня поразило, что все они отмечали: во-первых, несовершенство многих вещей, а во-вторых, у большинства сложилось мнение, будто все представленное создавалось одним человеком.

В искусстве ценится уникальность, каждое явление должно быть уникальным и единственным, за что мы и любим, скажем, Ван Гога, Пикассо, Волкова или Тансыкбаева, — других таких нет.

А на этой выставке почему-то все работы единообразны. Это, конечно, не украшает, увы, и сам конкурс. Но как профессионал я обратил внимание еще на одну особенность. Дело не только в том, что работы единообразны, но они еще не очень профессиональны, с грубейшими анатомическими отклонениями, у многих авторов плохие отношения с пропорциями.

— А может быть, дело в том, что, как было озвучено ранее, в конкурсе приняли участие молодые скульпторы?

— Дело в том, что эти молодые скульпторы окончили профильный вуз, и они дипломированные специалисты. Это о чем-то говорит? Вывод напрашивается один — есть проблемы в подготовке кадров. Мы же договорились в начале беседы, что поставим диагноз этой проблеме. Вот одна болезнь. По этому поводу хочу привести цитату Алишера Навои, который был прекрасным художником. Дословно с узбекского она звучит так: "Вместе с шейхом (домла) я не увидел в медресе света". Это можно применить к медресе современного искусства, к примеру, учебным заведениям.

Церемония прощания с Исламом Каримовым в Самарканде - Sputnik Узбекистан
Памятники Исламу Каримову установят в Ташкенте, Самарканде и Карши
Вторая "болячка" — подача у всех одинаковая. Все покрасили работы под бронзу. И они мало чем отличаются друг от друга. Хотя я знаю, в подготовке я кое-что видел, в гипсе все выглядело намного интереснее. В мастерских они смотрелись лучше, а потом потеряли свой облик. Только из-за того, что подача какая-то неудачная. Потому что существует мода, конъюнктура.

— И все-таки, возвращаясь к теме, — вы обозначили вторую "болячку" в искусстве скульптуры.

— Да, это существование неправильной ориентации, неправильной конъюнктуры, отчего и вышла одинаковая подача.

Третья замеченная мною особенность — вы обратили внимание, с какой тщательностью сделаны в некоторых работах шнурки, еще какие-то ненужные детали. Дело в том, что Европа прошла это, уже не только в прошлом веке, а в позапрошлом и прочих веках. Этим уже никто не занимается, занимаются серьезными вещами. Но дело не в том, как там в Европе. У нас в Средней Азии это прошли еще раньше.

В связи с этим хочу снова процитировать Алишера Навои, это из произведения "Язык птиц": "Живописца тогда лишь в умельцах мы числим, если, глядя на облик, он следует мыслям". Еще раньше Джалаладдин Руми сказал приблизительно так — постичь истину очень сложно, и когда ты поймешь это, почувствуешь всю глубину, тебя она будет притягивать. Сурат (внешнее изображение) привлекает потому, что доступно, но потом охладеваешь, чем больше смотришь, тем меньше она тебя привлекает.

Выставка памяти первого президента Узбекистана Ислама Каримова - Sputnik Узбекистан
Музей, фонд, стипендия и памятники: как увековечат имя Ислама Каримова
К чему это я? Надо искать образ. Дело не в перечислении всех этих шнурков и дырок ремня. То есть наши древние мыслители, философы и художники понимали это. Мы часто говорим о наших традициях. Вот они, традиции — искать истину в искусстве. И нам пора понимать это. Тем более что у Узбекистана был очень высокий взлет в искусстве, который в эти дни демонстрируется в Пушкинском музее в Москве — это коллекция Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого.

К сожалению, молодежь наша не знает своих подлинных традиций, не только Навои, но и художников 20-30-х годов прошлого века, которые прославили узбекское изобразительное искусство.

— Но ведь все эти вышеперечисленные проблемы не появились неожиданно, как гром средь белого дня?

— Безусловно, на все есть свои причины. И чтобы попытаться вам объяснить, как мы к этому шли, буду приводить факты.

Вот первый. Я вспоминаю начало новой эпохи — 1991 год. Тогда был объявлен конкурс на памятник Алишеру Навои для Национального парка. Считаю, что выбор был сделан неправильный. Это, конечно, мое личное мнение, но я глубоко в этом убежден.

Все последующие изображения Алишера Навои, как в скульптуре, так и в живописи и графике, связаны с образом, созданным в свое время Музахибом.

Но вернемся к скульптурным изображениям. Сегодня, когда благодаря интернету я на экране монитора своего компьютера могу рассмотреть всю галерею образов Навои, выполненных современниками во всех видах и жанрах изобразительного искусства, хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями о деталях в этих произведениях, которые, можно сказать, "режут глаза".

Возьмем, к примеру, чалму. И на установленном памятнике в Национальном парке в Ташкенте, и в Токио чалма у Навои свисает с головы. Хотя сам поэт писал: "Он не должен, словно невежда, носить огромную чалму с длинным концом, не должен на почетном месте в медресе гордо сидеть с важным лицом…". Это отрывок из его произведения "Возлюбленные сердца", глава 14.

Обсуждая эту тему с Садыком Рахмановым, учеником Чингиза Ахмарова, я выяснил, что Ахмаров, хорошо знавший эпоху Навои, тоже обращал внимание на эту деталь в образе. Он утверждал, что ее придумал Варшам Еремян для фильма о Навои. Как известно, в кино любят приукрашивать, зачастую пренебрегая исторической правдой. Самое ужасное, что герой, приобретая популярность, на долгие годы становится эталоном зрительского восприятия. В итоге "находка" для кино перекочевала в сферу скульптурного портрета Навои, искажая для потомков его мировоззрение о том, как нужно носить чалму. Так одна ложь порождает другую. И таких фактов много. О них можно долго еще говорить.

— Дамир Салиджанович, вы сами принимали участие в нынешнем конкурсе?

— Нет.

— А почему?

— Мне с самого начала не везло в этих конкурсах, но я каждый раз наступал на эти грабли. Приведу такой пример, был объявлен конкурс на памятник Гафура Гуляма. Я, как и большинство скульпторов, принимал в нем участие. В процессе подготовки, до решения жюри было известно, кто будет победителем.

Проект надгробного мемориального сооружения в память Ислама Каримова - Sputnik Узбекистан
Лола Каримова-Тилляева показала проект монумента в память отца
Все последующие конкурсы были предсказуемы. Приведу еще одни яркий пример. В середине 90-х объявили конкурс на монумент независимости в Намангане. Меня пригласил поучаствовать в нем архитектор Серго Сутягин. Мы с ним его выиграли. Решением жюри было определено так: первое и второе места показать главе государства. Но как же я удивился, когда пришел в Союз архитекторов: мои работы так и стояли нетронутыми, а Сутягина работ не было. Судьбу будущего монумента решил чиновник, который выполнял механическую работу, — доставлял президенту тот или иной проект. Вместо законно отобранного проекта поставили очередного аиста.

И наконец, последний конкурс на памятник Алишеру Навои возле пединститута, в котором я также принимал участие. Жюри заседало, вынесло решение, но нам его не сообщали. Целую неделю мы ждали, потом снова жюри собралось, и снова заседало. Опять мы целую неделю ждали. И только после третьего заседания был объявлен результат конкурса.

Это, конечно, нонсенс. О таком заседании я слышу впервые, видимо, не всегда кому-то нравятся результаты конкурсов.

Состояние скульптуры, как мы видим, печально. Оно развивалось однобоко, культивировались только памятники, не придавалось значения другим жанрам. А ведь нам трудно представить музыку только в симфониях, а литературу в больших романах. Хотелось бы обратить внимание, что городу нужны другие жанры.

— Что, по-вашему, следует сделать для этого прежде всего?

— Хочу отметить, что я приветствую те изменения, которые у нас сейчас происходят. Радуюсь за свою родину. Хотелось бы, чтобы изменения дошли наконец-то и до искусства.

Самое главное — нужно отлучить особо заинтересованных чиновников от искусства. Надо подумать на государственном уровне, нужно ли нам такое количество художников.

— А что же все-таки с памятником первому президенту Узбекистана? Что теперь делать?

— Я считаю, что каждая эпоха оставляет свое отражение и свой след в пластике. К примеру, в древней Греции в эпоху Перикла — наибольшего рассвета искусства — был создан Парфенон с гениальными фигурами Фидия. Эпоха Екатерины II оставила памятник Петру I, это работа Фальконе. В эпоху Сталина отражением стал монумент Мухиной "Рабочий и колхозница".

У нашей эпохи отражение — это памятник Амиру Темуру, работа Ильхома Джаббарова. И до нынешнего конкурса я считал, что исторической справедливостью будет поручить создание памятника Исламу Каримову этому скульптору.

Лента новостей
0