Ужасы и казусы поездок в общественном транспорте

© Sputnik / Евгений БиятовПассажиры
Пассажиры - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Собираясь написать о конкретном случае, произошедшем в общественном транспорте, колумнист Sputnik Анастасия Волчок признала, что в этой теме одно цепляется за другое, и решила поразмыслить о культуре поведения людей в таких местах.

В некотором смысле общественный транспорт — это срез народонаселения от мала до велика, да еще и разного, назовем это так, социального статуса. И вроде бы всем с детства родители, школа и даже ежеминутные напоминания хорошо поставленного голоса из динамиков вбивают в голову, как "Отче наш": уступайте места пожилым, беременным, инвалидам, пассажирам с детьми, не скапливайтесь у дверей, оплачивайте проезд… 

В автобусах Ташкента появятся камеры видеодаблюдения >>

Но это просто мелочи жизни по сравнению с тем, что довольно часто творится в общественном транспорте.

Развесистые зонтики
Наступила осень, народу в транспорте прибавилось. Вернулись с каникул дети, взрослые — из отпусков. Зарядили дожди, а значит, даже те, кто ведет здоровый образ жизни и обычно предпочитает пройтись пешком, заскакивают в троллейбус, словно абордажными саблями тыча в спины не столь поворотливых сограждан мокрыми зонтами. А некоторые потом становятся в проходе и вывешивают зонты сушиться над коленями сидящих. Правда, недавно наблюдала такую сцену: в троллейбус вошел седенький дедушка с палочкой, локтем цепляясь за поручень и прислонив к нему клюку, вытащил из кармана мятый целлофановый пакет и упаковал в него мокрый зонтик.

Кошмар в ташкентском автобусе: женщина выбила стекло с малышом на руках >>

Отдельная тема — это школьники, и не только, в общем, люди с рюкзаками. Если найдется свободное место, рюкзак хочешь — не хочешь, а приходится снять, неудобно ведь. А стоять с баулом за плечами, загораживая проход, — вполне удобно. И можно раздраженно цыкать зубом на всех, кто пытается пробраться мимо к выходу.

"А он что? А она что? Хи-хи-хи!"
Обычно в транспорте довольно шумно, так что гражданам, для которых это - любимая дискуссионная площадка, приходится напрячься, чтобы их слышал не только собеседник, но, желательно, как можно больше народа вокруг. Ехать иногда бывает долго, почему бы не скоротать время за обсуждением своих и чужих болячек, угарной вечеринки, неверного мужа Зинки, творчества Марселя Пруста и подорожания картохи на рынке. А потом еще удивляются, почему их "передайте за проезд" не услышано — многие просто в наушниках прибавили громкости, чтобы не приобщаться к чужой истории.

Впервые за три года в Ташкенте подорожает проезд >>

А еще — мамочки с детьми. "Смотри, би-би!" — на весь салон информирует женщина. "Би-би, ву-у-у!" — громко реагирует скучающее чадо. Промотаем на пару лет вперед. Отчаянно картавящий ребенок очень подробно и громко пересказывает, что он вчера видел по телевизору, и иногда пинает собеседника и случайных попутчиков для привлечения внимания в кульминационных местах повествования. Салон внемлет.

Но однажды утром я стала свидетелем такой сцены: маленький мальчик на руках у матери шепотом сообщает: "Я не хочу в садик". "А я не хочу на работу", — устало отвечает женщина. Помолчав, малыш так же тихонько интересуется: "Садик — это моя работа?" и, получив утвердительный ответ, задумчиво замолкает.

Эффект свидетеля
И, собственно, о том, что побудило меня припомнить все прелести поездки в общественном транспорте. Если в салоне что-нибудь происходит, вероятность почти 90%, что окружающие прикинутся слепо-глухо-немыми и очень заинтересуются пейзажем за окном. Случается такое, как правило, если в салоне появляется неадекватно ведущий себя гражданин. Откровенно пьяный или очевидно скорбный разумом. И если в метро пассажиропоток более-менее фильтруется, то в наземном транспорте случается всякое. Раньше, когда с пассажирами ездили кондукторы, они хоть как-то контролировали ситуацию: могли и милицию вызвать, если такой товарищ ведет себя буйно: шумит, пристает к пассажирам.

Жар костей не ломит: как теперь будут работать кондиционеры в автобусах >>

Теперь же, буквально третьего дня, наблюдала, как некий гражданин танцевал под ему одному слышимую музыку, размахивая руками и ногами, по центру салона, садился, вставал, мычал что-то нечленораздельно, а остальные пассажиры изображали мебель и смотрели в сторону или сквозь.

Южная Корея запустит в Ташкенте скоростной автобусный маршрут >>

Еще раньше, в набитом, как огурец семенами, троллейбусе случилась такая история: вошел, вернее, загрузился тощий молодой человек с диковатым взглядом и пятью-шестью мусорными пакетами, позвякивающими разнообразной тарой, завалив ими проход. Заглянув ему в глаза, ближайшие пассажиры проглотили возмущение и привычно отвернулись. Но мне-то нужно было выйти. На вежливый вопрос, не собирается ли он выйти или хотя бы пропустить людей, юноша не отреагировал, вцепившись в поручень до побеления костяшек прямо перед дверью.

Как будут выглядеть новые поезда ташкентского метро >>

Сзади меня подпирали не менее жаждущие покинуть салон, так что пришлось решиться на отчаянный шаг — поднырнуть под окаменевшую руку. За что я немедленно получила такой толчок в спину, что откройся двери в этот момент полностью, поцеловала бы скамейку остановки. Правда, когда двери закрывались, я услышала сакраментальное: "Э, ты че ..., девушку трогать?!" Двери закрылись, увозя моего обидчика и вступившегося рыцаря, так что я так и не узнала, какие воспитательные методы были применены к молодому человеку и подействовали ли они. Правда, почти месяц спустя я снова видела его, вполне живым и здоровым физически, волокущим свои неизменные пакеты к остановке. На этот раз мы, к счастью, разминулись.

В Ташкенте планируют достроить еще три подземные ветки метро >>

Мораль? Кто-то сформулирует ее так: не нравится — езди на маршрутке или такси. Так и делаю теперь, друзья мои, так и делаю. И очень сочувствую тем, кто просто не может себе этого позволить и вынужден терпеть — или создавать! — неповторимую атмосферу общественного транспорта.

 

Лента новостей
0