Узбекистан провозгласил ускоренную модернизацию своих вооруженных сил. Ради этой цели он намерен развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Соединенными Штатами. Президентским указом от 9 апреля законодательно утверждены главные направления внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана. В списке приоритетов — взаимодействие с Соединенными Штатами Америки, в том числе в области военно-технического сотрудничества, военного образования и подготовки кадров.
Длительное время отношения между Узбекистаном и Российской Федерацией развиваются на основе "Договора о стратегическом партнерстве" и "Договора об углублении экономического содружества". Благодаря стратегическому партнерству с Россией узбекская армия успешно завершила контртеррористическую операцию против боевиков-исламистов, была признана самой сильной в Центральной Азии и заняла достойное 48-е место в мировом рейтинге военной мощи.
В 2012 году Узбекистан вышел из ОДКБ и начал активно сотрудничать в военной сфере с США, Турцией и рядом других стран НАТО. Геополитическая борьба "центров силы" за дружбу с Ташкентом продолжается, ведь его расходы на оборону только в текущем году составят более 1,4 миллиарда долларов (около 4% ВВП).
Сложности выбора для армии Узбекистана
Для модернизации армии и формирования национального оборонно-промышленного комплекса узбекский президент Шавкат Мирзиёев активно привлекает зарубежную помощь: одновременно в работе находятся 13 "дорожных карт" ВТС. Как повлияет на Вооруженные силы Узбекистана такое многовекторное военно-техническое сотрудничество?
Впрочем, верховного главнокомандующего трудности не останавливают. В начале 2018 года президент Шавкат Мирзиёев проанализировал боеготовность войск и начал кардинальное обновление высшего командного состава вооруженных сил республики. Назначены новые начальник Генерального штаба, командующие военными округами, уволены или понижены в должности более 70 старших офицеров. И это лишь начало реформ.
Узбекистан сторонится военно-политических союзов и коалиций, не соглашается на размещение на своей территории иностранных военных баз или на участие узбекской армии в боевых действиях за рубежом. Однако транснациональные проблемы безопасности, экстремисты и террористы из Афганистана и других сопредельных государств вряд ли позволят узбекским вооруженным силам замкнуться в рамках национальных границ. И внимание Вашингтона к Ташкенту объясняется не в последнюю очередь его близостью к зоне военных операций Пентагона в Афганистане.
Узбекистан как логистическая и рыночная площадка
ВВС США в 2001-2005 годах использовали узбекскую авиабазу Ханабад, расположенную в 200 километрах от афганской границы. Там размещались до полутора тысяч военнослужащих 10-й горной дивизии, истребители F-15 и F-16, транспортные самолеты. После "революционных" потрясений в Андижане узбекский Сенат выдворил американские войска из Ханабада, и ни одна из соседних стран не смогла компенсировать Пентагону этот важный логистический центр. Поэтому американцы стараются всеми способами вернуться в Узбекистан. Возможно, новый опыт американо-узбекского военного сотрудничества станет повторением старых схем, то есть наземных и воздушных поставок продовольствия и материально-технических средств союзным войскам в Афганистане транзитом через относительно спокойный Ханабад.
Так, за последние два-три года Франция поставила Узбекистану 14 военных вертолетов компании Airbus Helicopters, Испания — четыре легких турбовинтовых военно-транспортных самолета С-295W, Болгария — выстрелы для гранатометов компании Arsenal JSCo, Чехия — авиационное радиоэлектронное оборудование. Израиль помогал модернизировать БПЛА. В Ташкенте активно изучают продукцию ВПК Южной Кореи. Подписан план военного сотрудничества на 2018 год с Азербайджаном. Планируются поставки бронетехники из Казахстана. В сфере военного образования успешно развивается сотрудничество с Китаем. Считается, что широкий круг партнеров по линии ВТС позволит Узбекистану и в дальнейшем эффективно наращивать военную мощь, оставаясь равноудаленным от мировых центров силы.