В реакции на грядущее повышение пенсионного возраста есть один очень тревожный момент — катастрофический уровень развернувшейся политической дискуссии.
В том числе это подразумевает такую малость, как способность видеть проблему во всей ее полноте, понимать, что простых выходов из сложных ситуаций не существует и не предлагать совсем уж абсурдные решения, обнажающие некомпетентность и дешевый популизм.
Это не значит, что пенсионную реформу нужно обязательно поддерживать и нельзя критиковать. Но желательно все-таки демонстрировать понимание природы происходящего и отталкиваться именно от нее, а не от собственных фантазий.
Суть-то проста: во всем мире имеет место полномасштабный кризис пенсионной системы в том виде, в каком ее создавали в XX веке. Этот кризис охватывает абсолютно все страны, где она есть хоть в каком-то виде, — от Норвегии до Китая. Он вызван старением населения в силу сокращения рождаемости, увеличения продолжительности жизни и других факторов.
При этом целью российского политического класса должно было стать содержательное обсуждение сложившейся ситуации, в которой просто нет хорошей альтернативы. Нужны реалистичные предложения по коррекции предложенного правительством законопроекта, нужна "торговля" в парламенте и кулуарах кабмина, нужны идеи по предотвращению потенциальных уязвимостей системы. Необходим комплекс мер, которые бы стимулировали работодателей брать на работу людей предпенсионного возраста.
Объявляя единственной причиной инициативы правительства "желание сэкономить на народе", нам предрекают, в частности, грядущее "переполнение рынка труда".
Вы серьезно, товарищи коммунисты?
Тут даже необязательно верить премьер-министру. Достаточно доверять собственным глазам, которые ежедневно наблюдают многочисленных гастарбайтеров на улицах российских городов, чтобы убедиться в ложности этого посыла.
Вопрос не в отсутствии рабочих мест, а в мерах по защите рынка труда для граждан России, чтобы приезжие не могли вытеснять их и позволять работодателям удерживать низкий уровень зарплат в ряде сфер.
КПРФ упирает на то, что за 50 лет советской власти с момента введения пенсионной системы продолжительность жизни выросла на 30 лет, но это "совершенно не считалось основанием для повышения пенсионного возраста". Однако проблема в том, что социально-экономическая система СССР в итоге потерпела крах, не выдержав социальной нагрузки. Обернулось все это национальной катастрофой, распадом страны — и тем самым демографическим катаклизмом 1990-х, последствия которого Россия до сих пор не преодолела и будет расхлебывать еще много поколений.
Указывать же на то, что "в советское время, в начале перестройки, продолжительность жизни была лишь на два года меньше нынешней", просто спекуляция. Во-первых, тридцать лет назад средний возраст россиян был почти на четверть меньше сегодняшнего.
Нельзя не отдать должное советской социальной системе, но странно игнорировать факт, что перестройка началась именно из-за системного, в том числе социально-экономического, кризиса и завершилась неудачей в его преодолении.
Более того, под конец существования Союза фирменным знаком стало дотянуть социально-экономическую проблему до крайности, а потом попытаться решить ее одним радикальным шагом. В конце 1980-х запущенные проблемные процессы советской системы вышли из-под контроля с известными всем последствиями.
Так что это не "обществу не дают серьезно обсудить" тему. Это, увы, политики, претендующие на представление интересов граждан, не желают ее серьезно обсуждать.