Легок в учении, грозен в бою: почему Як-130 идеален для ВВС Узбекистана

Узбекистан проявляет интерес к российскому учебно-боевому самолету Як-130. Какими преимуществами он обладает и почему за этими машинами уже выстраиваются очереди из иностранных заказчиков, читайте в материале военного обозревателя Soutnik Александра Хроленко.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Оружие российского производства пользуется большим спросом в странах Центральной Азии, и Узбекистан успешно развивает взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество с РФ. Новым шагом может стать приобретение Ташкентом российских учебно-боевых самолетов Як-130.

Президент российской Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь на крупнейшей выставке вооружений IDEX-2019 в Абу-Даби рассказал о возможностях модернизации под конкретного заказчика учебно-боевых самолетов.

"Мы работаем над наращиванием возможностей Як-130, над увеличением боевого потенциала машины. Полномасштабная модернизация может стартовать после подписания контракта с конкретным заказчиком. Такие переговоры сейчас ведутся", — подчеркнул он.

С высокой долей вероятности можно предположить, что заинтересованный заказчик – это Узбекистан.

Узбекистан хочет купить у России Як-130
Учебно-боевой Як-130 в своем секторе – конструктивно-технологическая вершина авиатехники, и не случайно эти машины достаточно крупными партиями приобрели Алжир и Бангладеш (по 16 самолетов), Белоруссия (четыре самолета заступили на боевое дежурство), Лаос, Мьянма (12 самолетов получены и еще шесть заказаны). Иностранные СМИ сообщают о заказе Сирией 26 единиц Як-130. Анонсированы переговоры о продаже Як-130 Малайзии, где в марте состоится выставка LIMA-2019. Качество и уровень спроса на российскую авиатехнику очень высоки, только индийских заказов в портфеле Рособоронэкспорта на 10 миллиардов долларов.

Killer Light-Combat Jet: мал, да удал

Двухместный учебно-боевой Як-130 предназначен для подготовки летчиков современной боевой авиации. Система управления крылатой машиной программируется в широком диапазоне, эта особенность и выдающаяся аэродинамика позволяют моделировать полетные характеристики и параметры устойчивости бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей поколений "4++" и "5". При этом компактный и многофункциональный Як-130 может поднять в небо три тонны боеприпасов и успешно решить ударные задачи на реальном поле боя.

Тактико-технические характеристики машины впечатляют: практический потолок – 12 500 метров, максимальная скорость – 1050 километров в час, дальность полета – до 1850 километров. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Имеет шесть узлов подвески и может быть вооружен различными сочетаниями управляемых и неуправляемых ракет "воздух-земля", корректируемыми и свободно падающими бомбами, 23-миллиметровыми авиационными пушками в подвесных контейнерах.

Летчики-испытатели Олег Кононенко, Олег Мутовин, Андрей Воропаев, Василий Севастьянов установили на Як-130 несколько мировых рекордов по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 килограммов.

Хроленко: Узбекистан не прогадает, купив у РФ восхитивший летчиков Як-130
До этого американский журнал The National Interest рассказал о "невиданном ранее" легком боевом самолете Як-130, которому обеспечено "яркое будущее".

"Российский самолет может поддерживать стабильный управляемый полет при углах атаки до 35 градусов, что аналогично возможностям реактивных самолетов типа МиГ-29, Су-30 и даже западных типов, таких, как F/A-18E/F Super Hornet. Он также имеет превосходное отношение тяги к весу 0,8, что позволяет реактивному самолету выдерживать высокие поперечные силы, скорость набора высоты и обеспечивает хорошие взлетные характеристики", — пишет издание.

Действительно, машина отрывается от взлетной полосы примерно через 12 секунд после снятия с тормозов и 800 метров разбега.

Над горами и пустынями, или Универсальный боец 

Более 80 самолетов Як-130 активно эксплуатируют в Воздушно-космических силах РФ. Военные летчики и специалисты с восторгом отзываются о самолете Як-130, отмечают огромные возможности "бортового интеллекта", преимущества открытой конфигурации систем управления (вооружения), большой потенциал для модернизации.

Ми вашему дому, или Зачем Узбекистану российские ударные вертолеты
Сегодня на оборудованном по последнему слову техники Иркутском авиазаводе корпорации "Иркут" (это полностью интегрированная аэрокосмическая компания со штаб-квартирой и инженерным центром в Москве) идет серийное производство Як-130. Там же разрабатывается модернизированная версия самолета, возможно, с учетом требований заказчика из Центральной Азии, где высока вероятность боевого применения этой крылатой машины.

Свободнопадающие бомбы в любой точке планеты "работают" одинаково, однако региональные (географические и климатические) особенности заметно влияют на эффективность применения авиатехники и высокоточных образцов ракетного вооружения. Это учитывают даже при покупке "идеального самолета" Як-130 и линейки высокотехнологичных боеприпасов к нему.

 "Абсолютно цифровой" и ничем не уступающий современным западным аналогам серийный Як-130 достаточно неприхотлив, приспособлен к полетам в суровых климатических условиях. Благодаря защитным створкам воздухозаборника и рычажным стойкам шасси с шинами низкого давления может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Встроенная автоматическая система контроля уменьшает потребности в технической поддержке. В длительных полетах и в пустынной местности без очевидных ориентиров летчикам поможет автопилот.

Военные учения России и Узбекистана: как страны шли к сотрудничеству
Лазерный дальномер обеспечит эффективность боевого применения Як-130 в горах и ущельях, повысит точность определения координат цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения. В ходе боевого применения в горных районах Центральной Азии наверняка пригодится и способность Як-130 автоматически выходить из пикирования в атаке при угрозе столкновения с землей. Можно долго перечислять достоинства самолета и его вооружения, возможности модернизации. Однако уже сегодня серийный Як-130 способен значительно усилить армию Узбекистана.