Если вы посмотрите сейчас в окно на облака, то, скорее всего, они висят на высоте километра-двух. При погоде получше — это уже четыре километра. А теперь представьте, что там, над облаками, идет поезд.
Это абсолютно реальная ситуация. Завершившийся в минувшие выходные визит главы китайского государства Си Цзиньпина в Непал принес урожай в виде 20 экономических соглашений. И среди них — решение начать изучение проекта по сооружению железной дороги из китайского Тибета в Катманду, столицу Непала. То есть, говоря проще, дороги через Гималаи.
Четыре километра… когда вы поднимаетесь на высоту вчетверо меньшую (например, на южные отроги Тибетского плато в провинции Юньнань), то вам уже трудно дышать. Для самолетов такая высота не проблема, а вертолеты как раз выше четырех километров летать не любят, не считая отдельных рекордов. Но Китай научил поезда ездить выше вертолетов (как тебе такое, Илон Маск?).
Это не просто технический, но и глобальный дипломатический сюжет. Дело в том, что новые технологии меняют географическую реальность, а она, в свою очередь, меняет политику.
Но затем, после непальских новостей о высокогорном поезде, картина всей ситуации стала предельно ясна, и о ней — с большим запозданием — начали писать, говорить и показывать. Интеллектуально-аналитическая буря захлестнула Индию, китайские города — и особенно Гонконг, который не только ходит на демонстрации (люди там, вообще-то, еще и работают, в частности, анализируют торгово-политическую обстановку в Азии и мире в целом). Потом подключились прочие центры мысли. Все поняли, что произошла сенсация и касается она далеко не только Непала.
Дело в том, что дорога через Гималаи может, конечно, остановиться в Катманду (притом что по стоимости она тогда будет золотой), но вообще-то экономическая логика автоматически продлевает ее до Индии. Громадная стена горного массива всегда вносила свой вклад в то, что два соседних сверхгосударства пользуются обходными торговыми маршрутами. И если в Катманду дорога застрянет, то всем будет ясно, что продолжению ее мешает исключительно неумелая политика, причем невыгодная Индии.
Интересно наблюдать за тем, как менялась тональность индийских СМИ. Сначала они — даже проправительственные — напутствовали Моди: ну-ка, скажите этому Си. Напомните о стоянии со взведенными курками в тех же Гималаях в 2017 году, где после давней войны граница между двумя странами так и не согласована.
Подтянулась и оценка гонконгских аналитиков: достигнут прорыв во всей глобальной экономике, причем в нужный момент,когда эту экономику рушит в пропасть американо-китайская торговая война. Два азиатских гиганта решили, что их будущее — вместе друг с другом.
Это заметят и в Вашингтоне. Ну а будет ли формально Индия присоединяться к китайским инициативам типа "Пояс и путь" — вопрос филологии.
Кстати, эта ситуация нам знакома. У нас есть традиционно "наша" Центральная Азия, развивающая связи с Китаем. Что нам делать? Можно мрачно завидовать, а можно радоваться, что на наших границах становятся богаче и стабильнее хорошо знакомые нам государства. И участвовать в общем развитии.