За 150 мест в парламенте борются 750 кандидатов от пяти зарегистрированных в стране партий: НДПУ, УзЛиДеП, "Адолат", "Миллий тикланиш" и Экологической партии. Sputnik поговорил с представителями всех политических сил и выяснил, какие изменения в законодательство они намерены внести.
Председатель Исполнительного комитета Политического совета Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана Актам Хаитов рассказал о ключевых задачах партии и поделился впечатлениями от нынешней предвыборной кампании.
— В нынешней предвыборной кампании партиям предоставлены новые возможности, в том числе выход в эфир и участие в теледебатах. Как вы оцениваете эти перемены?
— Не случайно эта кампания проходит под девизом "Новый Узбекистан – новые выборы". Так, впервые в истории республики принят единый Избирательный кодекс. Это стало важным шагом на пути укрепления национального законодательства, совершенствования порядка проведения демократических выборов.
Главным новшеством мы считаем полное предоставление политической арены в стране партиям. Отмена квот для Экологического движения Узбекистана также будет способствовать формированию здоровой конкуренции в борьбе за места в парламенте.
Расширены права уполномоченных представителей политических партий. Теперь они будут принимать участие в заседаниях избирательной комиссии, сдаче документов, проверке заполнения подписных листов. Также они имеют право присутствовать при подсчете голосов на избирательных участках.
Лидер "Миллий тикланиш" о роли женщин, скромности и алфавите на латинице >>
Все это послужит обеспечению открытости и гласности избирательного процесса и усилению общественного контроля.
— Как вы оцениваете современный электорат? Изменились ли избиратели с момента последних парламентских выборов? В чем это проявляется и как отражается на агитационной работе?
— Действительно, нынешние избиратели кардинально отличаются от тех, кто принимал участие в прошлых парламентских выборах. Мы отмечаем существенное повышение интереса к выборам и выдвигаемым кандидатам. Сами избиратели через социальные сети анализируют цели и задачи претендентов в парламентарии, их программные агитационные материалы. Более того, некоторые высказывания, зачастую выдернутые из контекста, становятся объектами бурного общественного резонанса. Но, с другой стороны, это обостряет конкуренцию между партиями, а кандидаты получает неоценимый опыт публичной борьбы.
Представитель Экопартии Узбекистана: миру всего 10 лет до точки невозврата >>
Теледебаты заставляют участников выборов и экспертов находиться в постоянном тонусе, потому что в ходе эфира может быть задан любой вопрос или поднята любая тема.
— По вашему мнению, что нужно сделать Узбекистану для того, чтобы улучшить жизнь трудовых мигрантов в России и других странах?
— Вопрос трудоустройства населения, особенно женщин и молодежи, всегда в центре внимания УзЛиДеП. По нашему мнению, эффективный путь решения данной проблемы в развитии предпринимательства. Эта важная задача решается путем реализации экономических и социальных программ, инвестиционных проектов, развития сферы услуг.
Лидер "Адолат" о народном суде, мигрантах, защите врачей и нюансах ЕАЭС >>
Отдельная тема — обеспечение защиты прав и интересов работающих за рубежом соотечественников, создание необходимых условий для повышения качества жизни их семей.
В частности, мы выступаем за осуществление подготовки граждан перед выездом за рубеж, включая краткосрочное обучение профессиональным навыкам и квалификации, иностранным языкам, миграционному и трудовому законодательству стран направления.
Кроме того, необходимо наладить систему оказания правовой и социальной защиты, а также финансовой помощи для покрытия транспортных расходов и при оформления необходимых документов, связанных с трудоустройством. Важна и информационная поддержка в том числе через онлайн-базы для оперативной связи, консультирования или обращения в государственные органы по различным вопросам.
Еще одно важная, на наш взгляд, мера — страхование рисков трудовой деятельности, а также адаптация вернувшихся на родину граждан и поддержка семей мигрантов, находящихся на заработках за границей.
Все этим меры невозможны без ратификации Узбекистаном соответствующих международно-правовых документов и без установления тесных связей с диаспорами в различных государствах.
— Какова позиция партия по поводу интеграции Узбекистана в ЕАЭС и вступления в ВТО? Нужно ли республике присоединяться к таким организациям или продолжать делать упор на двусторонние связи?
— Узбекистан проводит активную и плодотворную внешнюю политику. Укрепляется и расширяется сотрудничество республики с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями.
НДП Узбекистана: людям уже не интересны броские лозунги >>
УзЛиДеП выступает за реализацию динамичной и конструктивной внешней политики. Мы поддерживаем внешнеполитический курс Узбекистана, основанный на таких фундаментальных принципах, как приверженность общепризнанным международным нормам и принципам, сохранение мира и безопасности, неучастие в военно-политических блоках, невмешательство во внутренние дела других государств, урегулирование возникающих конфликтов и противостояний только мирным, политическим путем.
Что касается вопроса об интеграции в ЕАЭС и ВТО, то, на наш взгляд, не конструктивно противостояние данных международных структур. Есть целый ряд стран, которые мирно уживаются в обеих организациях. Тем более президент страны Шавкат Мирзиёев, выступая перед депутатами летом этого года, заявил, что Россия и ЕАЭС - это наши основные партнеры, 70% торговли Узбекистана связано с ними.
Наша партия подчеркивает, что открытость и прагматичность, рациональность, меньшая политизированность и идеализированность не означают отказа от своих национальных интересов. Узбекистан продолжает проводить активную внешнюю политику по развитию отношений дружбы и сотрудничества со всеми странами СНГ, в первую очередь с Российской Федерацией, но это касается и отношений с КНР, США, странами ЕС, Республикой Корея, Японией и другими. То есть ЕАЭС или ВТО и активная внешняя политика не является взаимоисключающим понятиями.
Сегодня идет переформатирование взаимоотношений Узбекистана с региональными организациями. Но это, на наш взгляд, должно сопровождаться очень осторожным и взвешенным подходом.
Но есть и некоторые риски. Узбекистану придется открыть границы, что может обернуться ликвидацией некоторых предприятий, которые не успеют адаптироваться к новым требованиям. Необходимо все тщательно проанализировать, взвесить и принять взвешенное решение.
— Ваша партия уделяет большое внимание вопросам упрощения процедуры регистрации граждан в столице. Как вы намерены способствовать этому? Не приведет ли излишняя либерализация к дисбалансу трудовых ресурсов и переполненности Ташкента в ущерб другим регионам страны?
— Гражданин Узбекистана имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом. Эти нормы прописаны в Конституции страны в статье 28. Действующий порядок постоянной прописки в Ташкенте и Ташкентской области выступает в качестве "исключения".
Кроме того, мы поддерживаем инициативу движения "Юксалиш" по внедрению в Ташкенте и столичном регионе практики постановки на учет по месту жительства через центры государственных услуг и Единый портал интерактивных госуслуг.
— На недавних дебатах затрагивались вопросы перераспределения полномочий между хокимами и местными кенгашами, в том числе в части изъятия сельхозземель у населения. Какова позиция вашей партии по этому поводу? Какой механизм, на ваш взгляд, был бы более эффективным?
— УзЛиДеП - сторонник совершенствования деятельности кенгашей народных депутатов, укрепления самостоятельности, расширения их полномочий и, самое главное, ответственности в разработке и реализации программ социально-экономического развития территорий, обеспечения устойчивого роста реальных доходов, уровня и качества жизни населения, формирования и контроля над местными бюджетами.
— Среди ваших основных целей – совершенствование системы парламентаризма в стране. С каких реформ в данном направлении стоит начать? Нужно ли еще расширить полномочия парламента и депутатов? Если да, то в каких сферах и вопросах?
- Узбекистан нуждается в профессиональном парламенте, стоящем на страже прав, свобод и законных интересов человека, предпринимательства и частного сектора. Новый Узбекистан – государство, в котором действуют сильный парламент и представительные органы власти на местах.
Необходимо повышать роль партий в политической жизни страны, усиливать парламентский контроль за исполнением тех или иных решений. Мы за то, чтобы "кнопкодавство" и утеря связи депутата со своей политической партией стали основанием для автоматического лишения его мандата.
Требует совершенствования и законотворческая деятельность. Важно, чтобы нормативные акты инициировались народом, чтобы было как можно меньше ведомственных законопроектов, а население своевременно и в доступной форме получало информацию о готовящихся изменениях в законодательстве.
Еще одна важная задача – укрепление самостоятельности и ответственности местных кенгашей народных депутатов. Кроме того, мы за пересмотр избирательного законодательства страны с тем, чтобы в перспективе последовательно перейти к "пропорциональной системе выборов", а также разделению должности хокима и председателя кенгаша народных депутатов.
— После окончания выборов продвижением каких законопроектов в первую очередь займется ваша партия?
— Касательно реформ в политической сфере мы намерены инициировать переход к пропорциональной избирательной системе, а также к продвижению принципов "Электронного правительства", "Электронного парламента" и "Электронного кенгаша народных депутатов".
Мы будем инициировать унификацию подзаконных актов и разработку единого Кодекса предпринимательства.
УзЛиДеП выступает также за развитие сети сельскохозяйственных кластеров, многопрофильных фермерских хозяйств, а также за более активное внедрение в разные сферы производства инновационных решений для выпуска современной конкурентоспособной продукции на международный рынок.
В социальной сфере партия намерена сосредоточиться на поддержке молодежи, совершенствовании системы здравоохранения, а также на внедрении и поддержке профессионального, в том числе и частного, образования. Просвещение должны служить и в борьбе с экстремизмом – одной из самых масштабных и опасных угроз современного мира.