ТАШКЕНТ, 21 мар — Sputnik, Анна Желиховская. Узбекский национальный театр кукол один из старейших в республике. Сегодня в его репертуаре 35 спектаклей, не считая трех новогодних. Мы застали режиссера и актеров во время репетиции постановки "Ай, да Мыцык!" (это прозвище мышонка).
Кукольников в Узбекистане готовят в Государственном институте искусств и культуры на отдельной кафедре. В театральной труппе 26 актеров, но в ближайшее время состав пополнится еще четырьмя артистами. В творческом коллективе есть и ветераны сцены — им уже 60, в том числе трое заслуженных артисты Узбекистана. Но в основном труппа состоит из молодежи.
Ожившая сказка
"До семи лет дети верят в происходящее, сопереживают героям, смеются, плачут. Несмотря на появление всевозможных гаджетов дети не прекратят играть в игрушки, их просто невозможно ничем заменить"
Сегодня кукольный театр – это не только место, где "работают" куклы. Здесь широко используется так называемый "живой план", когда на сцене наряду с куклами играет актер и взаимодействует не только с марионетками, но и с любой бутафорией, представленной на сцене – тортом, банкой из-под молока, вазой с цветами и т.д.
Кукол театр изготавливает самостоятельно. Для этого здесь есть цеха - кукольный, бутафорский, столярный, есть конструкторы, которые занимаются механикой. Кукол в театре много – ростовые, планшетные, перчаточные, плоскостные, механические, и каждую из них нужно освоить, с каждой – сработаться. У них даже есть дублеры.
Режиссер-постановщик кукольного театра Динара Юлдашева.
© Sputnik
"Сложность профессии кукольника в том, что они должны передать кукле душу, оживить ее. Помимо этого, актер не всегда работает с микрофоном, поэтому у него должен быть громкий голос и хорошая дикция. Также необходима физическая подготовка. Очень сложно держать вверх поднятую руку на протяжении долгого времени. Для малышей от двух лет спектакль идет 35 минут, для детей постарше – 45", — рассказывает режиссер.
Кроме этого, актеру часто приходится сидеть на корточках, находиться в полусогнутом состоянии или быстро перемещаться по сцене. При этом нельзя забывать о механике глаз, рта, носа, ушей, бровей куклы. Поскольку актеры невидимы, то они могут играть сразу несколько ролей и "создавать по два-три характера".
"Например, в спектакле "Мальчик-горошек" один актер играет старика, дракона и ведьму. Он должен успеть отдать одну куклу, взять вторую и выйти в новом характере. Или в постановке "Девочка со спичками" есть предмет – печка. У нее должна гореть заслонка, идти дым, потом она танцевала, при этом у нее работают рот, глаза, руки. Это очень тяжелая кукла, но актриса с этим прекрасно справлялась", — вспоминает Динара Юлдашева.
Самая чуткая публика
Даже если актеры работают только с куклами – нет живых планов, то все равно выход на поклон обязателен. И, конечно, дети видят своих героев.
"Однажды на улице меня узнали дедушка с внучкой. И даже назвали спектакль, в котором я играла. Чтобы заниматься этой профессией, ее надо любить. Мы работаем сердцем. Ведь оживить куклу очень сложно", — признается Шахзода Ишмухамедова.
В театре актриса работает с 2004 года, и, по ее словам, детей обмануть невозможно. Они все видят, знают и чувствуют. Это самый взыскательный и благодарный зритель.
"Ради их сияющих глаз и улыбок мы и работаем. Ведь дети буквально влюбляются в наших кукольных героев. Или переживают за них, как например, в спектакле "Ай, да Мыцык!". Здесь есть момент, когда актер живого плана, тетушка Марина, наказывает куклу-кошку. И дети искренне начинают переживать за кукольный персонаж, принимая его за живое существо. Из зала мы слышим, как дети говорят "Не надо, не надо!", — рассказывает актриса Сайора Вахабова.
По мнению актера Санджара Рузикулова, профессия кукольника сложна и тем, что в отличие от драматического актера ему нужно не только вжиться в роль, но и оживить куклу, наделить ее характером, передать ей определенные качества.
Недетские игры
В кукольном театре проходят представления и для взрослых – это давнее стремление руководства. Сегодня в репертуаре уже есть первый мюзикл "Тень", спектакль "Тумарис", а на днях прошла премьера постановки "Семь планет" по А. Навои.
Актеры кукольного театра после представления
© Sputnik
По словам Динары Юлдашевой, взрослым тоже интересно смотреть на кукол, а актерам - все-таки выйти к зрителю во время действа.
"Марионетка обладает магией, которая переносит каждого человека в сказочный мир волшебства. Несмотря на то, что у куклы статичная маска, у нее нет мимики, от взрослых часто можно услышать об эмоциональности куклы. Другими словами, даже взрослые верят в то, что кукла действительно оживает", — рассказывает режиссер-постановщик.
Во время репетиции она внимательно следит за уровнем куклы. Объясняет, что актер за ширмой не видит, насколько хорошо зрителю в зале видно куклу или предмет. Ориентиром для него служит близость к ширме. А когда он уходит на второй или третий планы, ему уже ориентироваться сложнее. Поэтому режиссер, прежде всего, контролирует кукловождение.
Непослушные марионетки
По плану в театре ставят четыре спектакля в год. На каждый из них отведено три месяца. Два месяца — на материальную часть и месяц — на работу режиссера с актерами. Но все это предваряет работа режиссера с композитором, драматургом и художником.
"В этом году исполнилось 30 лет спектаклю "Караван-сарай". Куклы в этом спектакле – ветераны. Но самым древним спектаклем является постановка "Приключения Фатимы". Ему около 35 лет и это самые старые куклы в нашем театре. За все это время они только реставрировались, не создавались заново. Здесь важен вопрос авторского права", — объясняет режиссер.
По ее словам, кукла обладает интересной способностью — слушаться или не слушаться. Если одна марионетка что-то может сделать, то, вполне возможно, у другой это не получится.
"Бывает, мы подолгу ждем готовность кукол. И коллеги советуют актерам играть "на подменках". Это значит взять куклу той же системы, но из другого спектакля. Но такой метод работы чреват глубоким разочарованием для актера, так как он привыкает к "подменке", возможности которой могут быть гораздо интереснее, разнообразнее, чем у новой куклы. Поэтому приходится ждать именно свою. Актеру очень важно привыкнуть к кукле, полностью ее чувствовать, понимать ее характер и способности", — объясняет Динара Юлдашева.
Экстремальные отступления
В случае, если актер забыл текст, импровизация в помощь! Подглядывать в шпаргалку практически невозможно, потому что нужно следить не только за своей куклой, но и за партнером. Но, как признается режиссер, в случае экстренного ввода актера подсказки со словами все-таки развешиваются на ширме.
За ширмой во время кукольного спектакля
© Sputnik
Актер Санджар Рузикулов признается, что нередко приходится импровизировать не потому что забыл текст, а потому что произошла непредвиденная ситуация и из нее нужно легко и быстро выйти.
"Импровизация также зависит от настроения. Особенно, если идет интерактивный спектакль. В этом случае происходит взаимодействие актера со зрителем. Ведь очень сложно в этом случае предугадать реакцию маленького гостя".
Сцена лечит
Как признаются артисты, у сцены, есть интересное свойство. Если актер болен или у него какая-то травма, то выходя к зрителю, боль забывается.
"Ты настолько отдаешься сцене, что перестаешь эту боль чувствовать. А после спектакля понимаешь, что ты просто забывал о ней. Поэтому у нас говорят: сцена лечит", — уверен Санджар Рузикулов.
Сам он никогда не хотел работать в театре, хотя родился в творческой семье. Мама Санджара – актриса драмтеатра. Интерес к профессии вызвали педагоги в институте, а потом увлекла сцена своей волшебной энергетикой.
Зарубежное признание
Театр кукол активно участвует в фестивалях и регулярно выезжает на зарубежные гастроли. С 1973 года труппа побывала, пожалуй, на всех континентах кроме Австралии. В 2018 году Х Международный кукольный фестиваль имени С.В. Образцова открыл спектакль "Тень" Е.Шварца. А через год в Казахстане актеры приняли участие в фестивале экспериментальных спектаклей. В Актобе театр получил диплом "За верность традициям площадного театра" (Спектакль "Ох, уж этот Ходжа Насреддин!").
"Это действительно экспериментальный спектакль. Там много живого плана и очень разные системы кукол. Есть планшетки, тростевые, перчатки, ростовые и маски. Это спектакль, который насыщен разными видами кукол, и в то же время актеры работают живьем и в масках", — рассказывает режиссер-постановщик.
У кукольников есть категории: первая, вторая, высшая, мастер сцены. Только после этого присваиваются звания – заслуженный и народный артисты. Однако у режиссеров никаких категорий нет. По мнению Динары Юлдашевой, это большое упущение, и на это нужно обратить внимание. Ведь режиссер тоже имеет творческий рост, развивается и совершенствует свои профессиональные навыки.
На репетиции кукольного спектакля "Ай, да Мыцык!"
© Sputnik
Раньше в кукольном театре был музей, его экспозицию составляли подарочные куклы и куклы из списанных спектаклей. После прошедшего капитального ремонта экспозицию планируют восстановить, возможно в фойе театра, что даст зрителям возможность вновь встретиться с полюбившимися героями. Если же какой-то спектакль восстановят, то и кукла вернется на сцену, к публике.