"Это династический знак (тамга) рода Ашина, правящей династии представители которого стояли во главе Тюркского каганата во второй половине VI – середине VIII в. Достаточно редкая находка, когда подобный знак изображен на предмете мобильного искусства. Чаще всего династические знаки размещали на монументах в честь представителей рода Ашина, на стелах или на наскальных плоскостях", – рассказал директор Музея археологии и этнографии АлтГУ, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Ярослав Фролов.
"На днище сосуда передано схематическое изображение козла, характерное для тюркской поры, оно заключено в круг. За пределами круга внизу имеется антропоморфное изображение (схематическое изображение фигурки человека). В целом эти обе фигурки воспринимаются в виде сюжетного изображения. Вряд ли изображение козла можно считать тамгой. Тамги в круге не изображали", – отметила она.
"Такие знаки-символы имеются на вершине каменных стел с поминальной надписью, установленных в честь восточно-тюркских каганов. Можно полагать, что владелец серебряного сосуда мог принадлежать к числу круга правящей элиты раннесредневековых тюрков. Но эти вопросы обычно уточняются при комплексном изучении памятника", – добавил Табалдыев.
"Не все схематичные изображения козлов, в том числе встречающиеся на скалах, являются тамгами, но в данном случае это именно тамги, тамги Ашина. У этого сосуда – своя интересная история, своя нераскрытая пока тайна: ведь почти полвека с момента его находки сосудик из Юстыда был известен специалистам только по фотографиям не очень хорошего качества, а гравированные на его донце и поддоне знаки и вовсе были опубликованы выборочно, в рисунках, весьма приблизительно передававших очертания знаков", — рассказал он.
"Разница огромная: предмет я осматриваю с лупой с 10-20-кратным увеличением, так видны все трещинки. При осмотре кружки с козлом в 3D-модели на венчике были непонятные вмятинки и точки, их разглядеть не получилось. А на венчиках могут быть точечные надписи, как короткие, так и длинные. И еще много работы с предметом: по обмеру, качеству металла, пробе металла, по разбору разных изображений от случайных царапин до специально нанесенных в древности рисунков", – рассказала она.
"Мы готовы предоставлять такие фотографии моделей по запросу ученых", – подтвердил эксперт НОЦ "Большой Алтай" Ярослав Фролов.
"3D-модели этого сосуда и других предметов археологии - это очень хорошая идея, особенно если это будут тематически продуманные работы, проекты. Темы для таких показов могут быть самые разные: "Керамическое производство в эпоху Караханидов", "Сасанидское серебро", "Денежное обращение Чача" и др. Для разной аудитории – разные темы. Для детей, например, можно показ предметов связать со школьной программой. Это поможет добиться главной цели, которую преследуют музейные сотрудники при построении экспозиции – эмоционального восприятия", – отметила Альфия Мусакаева.