"Запад даже не отреагировал на Мюнхенскую речь президента Путина в 2007 году, о чем сейчас многие серьезные политики жалеют. Жалеют о том, что не прислушались, не услышали и приняли это как очередную риторику. На самом деле это не так. И Россия, как гласит наша новая современная внешнеполитическая концепция, страна — цивилизация, мы не будем отказываться от своих корней, мы не имеем на это права, мы чтим память предков и чтим те заветы, которые предки нам оставили", — заявил Лавров.
"Если посмотреть на историю этого кризиса начиная с 2014 года, и особенно в период с 2022-го, нет недостатка в доброй воле со стороны России в том, что касается заключения политических договоренностей."
"Предложения об урегулировании, которые опираются на задачу сохранить нацистский режим на той части Украины, которая будет так называться, они, конечно, абсолютно неприемлемы."
"Мы видим, как буквально истерично Европа и Зеленский со своей командой пытаются сбить Соединенные штаты с этой позиции (урегулировать украинский конфликт с учетом решения первопричин конфликта — ред.) и пытаются опять навязать свои концепции, включая прежде всего 60-дневное, а то и вечное перемирие."
"Но позволить в очередной раз перевооружить киевский режим и дать ему возможность перевести дух и опять наброситься на Российскую Федерацию в качестве инструмента обезумевших западноевропейцев, конечно, мы такую роскошь позволить себе не можем."
"Понятно, что украинская сторона находится в очень плохой ситуации на линии фронта. Да и не на линии фронта - в политике, в политической жизни в Киеве коррупционные скандалы затмили многие другие процессы.
"Европа первый раз профукала, извините за грубое слово, свой шанс в феврале 2014 года, когда не смогла заставить оппозицию выполнить условия договора, гарантированного Европой."
"Европа просмотрела свои возможности и в декабре 2021 года. А потом в апреле 2022, когда по предложению Украины были согласованы параметры урегулирования на переговорах в Стамбуле, Европа никоим образом не противодействовала (экс-премьеру Британии — ред.) Борису Джонсону, который запретил Зеленскому эти договоренности подписывать. Вот и все", — сказал Лавров.
"Здоровые силы все-таки проснулись, их голос уже слышен. И не только в Венгрии, Словакии, Чехии, но и в той же Германии, Франции. Есть силы, которые прежде всего заботятся о своих национальных интересах. <...> Вот тут (канцлер Германии) Фридрих Мерц сказал, что Россия — европейская страна, надо с ней разговаривать. Осенило!"
"К огромному сожалению, Европа, которая, в общем-то, является источником всех главных бед человечества, начиная с рабовладения, колониализма, развязывания двух мировых войн с колоссальным количеством жертв."
"Точно так же они себя ведут по отношению к тем инициативам, которые выдвигает администрация Дональда Трампа. <...> Если почитаете заявления европейских политиков — даже Каи Каллас и Урсулы фон дер Ляйен, Мерца, Стармера, Макрона, Рютте, — они всерьез готовятся к войне против России. И этого не скрывают."
"Никто не говорит, как должна быть устроена жизнь на той территории, которая останется под украинским контролем: ни слова о восстановлении прав русскоязычных, снятии запрета на использование русского во всех сферах жизни, на деятельность Украинской канонической православной церкви. Вообще ничего нет."
"При Трампе США стали единственной страной, которая не только выразила понимание интересов российской стороны, но и предложила развязки, которые учитывали бы первопричины нынешнего кризиса."
"Пресловутая изоляция России не состоялась, как бы о ней ни говорили недоброжелатели. Крупнейшим событием стали мероприятия, посвященные 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, парад на Красной площади, большое количество зарубежных гостей."
"Мы готовы работать со всеми, кто отвечает взаимностью и расположен к тому, чтобы договариваться по-честному, на равноправной основе, без шантажа, без давления. И это всем хорошо известно."
"Внутри западного общества накапливаются кризисные тенденции. Гренландия — очевидный пример, который у всех на устах. Трудно было представить, что такое может происходить ранее, включая перспективы сохранения НАТО в качестве единого западного военно-политического блока."
"Когда оправдывают происходящее вокруг Гренландии тем, что иначе ее захватят Россия или Китай, нет таких подтверждений. <...> Я не сомневаюсь, что в Вашингтоне прекрасно знают об отсутствии таких планов."
"Соединенные Штаты проявляют заинтересованность возобновить дискуссии в рамках Арктического совета в отличие от некоторых европейцев, хотя на техническом уровне эти контакты сохраняются."
"Мы стали свидетелями беспрецедентных событий — вооруженного вторжения США в Венесуэлу с десятками убитых и раненых, свидетелями захвата и вывоза из страны законного президента Николаса Мадуро с супругой. <...> Мы заинтересованы в том, чтобы содействовать разрядке напряженности."
"Особенно отмечу иранскую ситуацию, которую необходимо урегулировать на основе уважения права Тегерана на мирное использование ядерной энергии."
"Такие контакты были по инициативе наших собеседников, как израильских, так и иранских. <...> Мы всегда, когда к нам обращаются за помощью, готовы добрые услуги применить."
"Мы также убеждены, что для долгосрочного урегулирования на Ближнем Востоке необходимо наконец выполнить решение ООН о создании палестинского государства, и хочу подчеркнуть, что этот критерий в полной мере сохраняет свою актуальность и в свете нынешней нашумевшей инициативы президента Трампа о создании "Совета мира", — сказал Лавров.
"Организация, которая была основана на принципах равноправия и консенсуса, переродилась в инструмент, который Запад, пользуясь большинством, затачивает против России."
"Мы будем поддерживать с ними контакты и максимально удерживать ОБСЕ от того, чтобы она похоронила сама себя."
"Евроатлантическая концепция обеспечения безопасности себя дискредитировала. Именно поэтому мы ведем речь о евразийской. <...> Когда-то все равно придется договариваться, как новым, крупным, либо национальным, либо региональным игрокам в составе интеграционных структур взаимодействовать. И на повестке дня сейчас <...> диалог о том, как эту многополярность упорядочить."