"Автотест" против автошкол: вопросов больше, чем ответов

О курсах повышения квалификации для водителей в Узбекистане и трудностях, с которыми можно столкнуться в процессе переподготовки, — в материале корреспондентов Sputnik Узбекистан
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ТАШКЕНТ, 27 фев — Sputnik. В Узбекистане в конце прошлой недели была отменена монополия компании "Автотест" в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей.

Правительство отменило монополию компании "Автотест"
Теперь с 1 июня 2018 года этой деятельностью смогут заниматься как государственные, так и частные автошколы, имеющие необходимые лицензии и сертификаты.

Корреспонденты Sputnik разбирались, какие требования будут предъявляться к автошколам, готовым начать переподготовку водителей, а также кто будет вынужден посещать эти курсы.

Зачем это нужно?

В стране вводится новый порядок, согласно которому водители, управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, должны проходить курсы повышения квалификации один раз в два года.

Кроме того, повышение квалификации в обязательном порядке будут проходить лица, лишенные права управления автотранспортными средствами. При этом сначала они должны отбыть полный срок административного взыскания, затем пройти переподготовку и сдать теоретические и практические экзамены для восстановления водительского удостоверения.

Уже с 1 июля 2018 года в Узбекистане появится административная ответственность за езду на авто без сертификата о прохождении курсов повышения квалификации. Поэтому обучение становится жизненно важной необходимостью для тех, кто постоянно находится за рулем авто, принадлежащих юрлицам.

Правительство избавило от необходимости проходить обучение индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, управляющих автотранспортными средствами на основе краткосрочной аренды.

Это сделано для того, чтобы запустить в четырех туристических центрах Узбекистана популярный на Западе сервис по кратковременной аренде автомобилей (каршеринг). Планируется, что граждане Узбекистана и иностранные туристы смогут брать в прокат автомобиль на срок до 30 дней без нотариального оформления и регистрации в органах внутренних дел.

Какие требования?

Для того чтобы получить право на переподготовку водителей, любая частная или государственная автошкола должна соответствовать ряду правил.

Минюст готовит документ об отмене монополии компании "Автотест"
Так, например, она обязана внедрить в учебный процесс автоматизированную информационную систему, позволяющую осуществлять мониторинг и планирование обучения, а также единую тестирующую программу с анимационными эффектами для определения уровня освоения знаний.

Кроме того, автошкола должна иметь в наличии необходимое число электронных учебно-методических пособий с анимационными эффектами и видеоконтентом, охватывающих весь учебный процесс, и обеспечить ими каждого обучающегося.

При этом каждый преподаватель должен иметь учебные программы, подробные технологические карты, включающие в себя инструкции по использованию различных педагогических технологий.

Есть свои требования и к помещениям, где будет проходить переподготовка водителей. В частности, это должны быть две и более аудиторий с площадью не менее 40 квадратных метров каждая, расположенных на одной территории.

В каждой из них в обязательном порядке должны быть видеопроектор, компьютер, системы аудио- и видеонаблюдения, наглядные пособия по правилам дорожного движения, а также системы записи процесса для обеспечения прозрачности учебного процесса и итогового тестирования.

Кроме того, автошкола обязана будет подготовить еще одну отдельную аудиторию для итогового тестирования знаний обучающихся, оборудованную компьютерами.

Поспешишь — людей насмешишь

В Узбекистане усовершенствуют систему подготовки водителей
Новое постановление правительства вроде бы и отменило так взволновавшую общественность монополию "Автотеста", однако сделало это в довольно мягкой форме. За оставшееся время другим автошколам вряд ли удастся выполнить все требования законодательства, а значит, на протяжении определенного времени "Автотест" продолжит свою монопольную деятельность.

Кроме того, вызывает вопросы и поголовная отправка всех водителей авто, принадлежащих юридическим лицам, на обучение. Если это касается водителей общественного транспорта, рейсовых грузовых автомобилей, такси — это вполне понятно. Они постоянно находятся на дороге, от них зависят жизни людей.

Но если в фирме автомобилем пользуются бухгалтер, директор, менеджер и еще несколько человек, то получается, что они все будут вынуждены получать этот злосчастный сертификат о прохождении обучения. Однако при этом непонятно, чем они отличаются от обычного водителя, обладателя собственной машины, который каждый день выезжает на дорогу.

В общем, вопросов больше, чем ответов, по крайней мере пока.