ТАШКЕНТ, 6 июн — Sputnik. Руководитель Ассоциации предприятий кожевенной и обувной отрасли "Узчармсаноат" представил в Посольстве Узбекистана в Москве программу широкомасштабных реформ этой сферы производства.
Амбициозные планы
По словам Сардора Умурзакова, президентом страны Шавкатом Мирзиёевым одобрена программа развития отрасли, которая, в частности, включает два основных направления.
"Во-первых, мы за 14 месяцев намерены реализовать в общей сложности 15 инвестиционных проектов по переработке кожи. Суть в том, чтобы увеличить долю продукции с уровнем переработки "3", то есть уже готовая кожа. Если сейчас мы производим порядка одного миллиарда квадратных дециметров кожи в год, то к 2020 году этот показатель должен вырасти до 1,125 миллиарда квадратных дециметров", — отметил глава ассоциации.
В рамках второго направления развития отрасли предусмотрена организация 57 новых кожевенных предприятий, 49 из которых будут производить обувь, а остальные восемь — кожгалантерею.
В рамках программы по импортозамещению в этой сфере Узбекистан намерен еще больше увеличить долю продаж своей продукции на внутреннем рынке, сейчас эта цифра составляет 65%.
Отдельным пунктом программы выделено возрождение каракулеводства и производства изделий из каракуля.
По словам руководителя "Узчармсаноат", без мощной государственной поддержки, финансирования, налоговых и иных преференций, которые предоставлены предприятиям, развить отрасль было бы невозможно, особенно если учесть, что 99% предприятий - это частные малые компании, в которых работает не более 250 человек.
Опыт и знания
Для достижения поставленных задач одного строительства новых фабрик недостаточно – необходима современная производственная база, технологии и главное – квалифицированные кадры.
В частности, Узбекистан активно сотрудничает с ведущими странами этой отрасли легкой промышленности – Россией, Италией и Турцией. В одних регионах закупается оборудование, в других – перенимается опыт, в третьих – дизайнерские решения.
В самой республике для подготовки необходимых специалистов открываются три новых специальности, а с сентября в стране примут студентов пять новых профильных колледжей.
С соседями по пути
Несмотря на активное взаимодействие Узбекистана с ведущими предприятиями Европы и Азии, основным партнером в экспортном, импортном и производственном плане по-прежнему остаются Россия и другие страны СНГ.
"Только за 2017 год взаимный товарооборот между кожевенными отраслями России и Узбекистана вырос в 20 раз. Это же касается и наших партнеров в СНГ, в частности, Казахстана. Совсем недавно началось сотрудничество с коллегами из Беларуси и Украины. Кроме того, в приоритете у нас соседи – Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В ближайшие 5 лет мы намерены увеличить объемы товарооборота в этой отрасли в 20 раз", — подчеркнул Умурзаков.
В качестве основных направлений сотрудничества непосредственно с Россией он назвал торговые связи – взаимная поставка сырья, химикатов и комплектующих для производства, а также вопросы консультирования специалистов и их переподготовки. В настоящее время имеется договоренность с тремя российскими вузами, которые помогут в обучении узбекских специалистов отрасли.
В свою очередь руководитель российского представительства ассоциации "Узчармсаноат" Гюльнара Бабич уточнила, что в настоящее время узбекские производители обуви работают с российскими коллегами на условиях аутсорсинга.
"Сейчас мы отшиваем кожаную обувь и поставляем комплектующие под маркой "Детский мир", а также работаем с производителями специальной обуви. Что касается модельных изделий, то уже разрабатывается зимняя коллекция с мехом, которая для российского рынка будет отшиваться под брендом Zenden. Думаю, к этой зиме наши изделия уже можно будет увидеть в российских магазинах", — пояснила Бабич.
Она добавила, что представительство "Узчармсаноат" работает в России с 2016 года. Пока у ассоциации нет своей сети магазинов, но сотрудничество постоянно расширяется.
Из кожи вон, или В ногу со временем
Презентация кожевенной и каракулевой отраслей Узбекистана вызвала живой интерес у представителей российских компаний. Многие хотели узнать, каковы условия вхождения на узбекский рынок для иностранных инвесторов, какие для них при этом предусмотрены преференции.
Впрочем, были вопросы и стратегического характера, например, как быть с тенденцией внедрения в обувную промышленность новых, чаще всего искусственных материалов.
"Бороться с мировыми тенденциями как минимум неэффективно, гораздо полезней их оседлать и идти в ногу со временем. Да, сегодня в спортивной или специальной обуви все реже используют кожу, отдавая предпочтение современным материалам. Мы не отстаем от остального мира и также используем новые технологии, но, думаю, кожаная обувь еще долгие годы будет востребована", — заметил глава ассоциации Сардор Умурзаков.
Говоря о реализации растущих объемов продукции, он добавил, что более чем стомиллионный рынок Средней Азии, включающий и Афганистан, еще не заполнен, так что в этом направлении производителям обуви есть куда развиваться, не опасаясь перепроизводства.