О русском иконописце Александре Галаке мы узнали совершенно случайно, занимаясь темой Русского Самарканда. Найти его мастерскую оказалось несложно – было очевидно, что она может быть при одной из трех действующих православных церквей города.
Так и оказалось – вот уже много лет он служит при Церкви Покрова Божьей Матери. Этот тот самый храм, который был построен в 1903 году, и который не тронула советская власть – он никогда не закрывал свои двери для верующих.
Пишет и восстанавливает иконы…
Женщины у свечного ящика суетятся, узнав, что мы ищем иконописца, начинают ему названивать, а у него идет урок. Александр Галак преподает в Детской творческой школе рисование. На перемене он перезванивает, узнает, что к нему пожаловали гости из Москвы, и обещает приехать в обеденный перерыв.
"Началось все с того, что в 1990-е годы в период возвращения верующим Алексеевского храма, в котором в советские годы располагался клуб воинской части, а после распада Союза его статус и вовсе стал непонятным. Ни куполов, ни икон, ни даже намеков на Божий дом – так и не скажешь, что это был самый крупный православный храм Самарканда", — рассказывает Александр Галак историю своего прихода в иконописцы, пока ведет нас по церковной территории к небольшой мастерской.
После личного вмешательства первого президента Узбекистана Ислама Каримова церковь, наконец, передали православным жителям Самарканда.
"Писать иконы — это совсем не то, что картины. Мне приходилось перестраиваться - это же другой язык изображения. Даже мышление другое. Поначалу было непросто проникнуться искусством иконописи. Сейчас я нахожу в этом удовлетворение, когда начинаю писать икону, приступаю к работе, даже нахожусь в особом состоянии", — признается мастер.
И тут же оговаривается, что классическим иконописцем себя не считает, поскольку не получал специального образования. "Я, скорее художник, который пишет иконы", — подчеркивает он.
На наших глазах Александр Галак показывает, как он реставрирует иконы – скрупулезно сидит с кисточкой над мелкими деталями, возвращая старинным работам былой облик. С нами это всего несколько минут, а обычно художник может часами не вставать с места.
Книга о самаркандском православии
"Я родился и вырос в Самарканде, для меня это родной город. Мне всегда интересна очень богатая история здешних мест. Со временем стал увлекаться истоками православия на Востоке. Уже лет семь я собираю все данные о появлении в Самарканде православных храмов – когда и как строились, кто были первые священники, как создавались первые общины", — с этими словами он откладывает икону и достает с полки самиздатовскую книгу.
В этой работе есть вся информация о православном Самарканде. И о том, как в 1868 году открыли первую церковь, сколько их было, кто в них служил. Александр мечтает когда-нибудь издать эту работу на хорошей бумаге в твердом переплете.
"Я понял, почему в Самарканде стали появляться храмы - как только сюда пришли русские, в тот же год, находясь вдали от родины, они захотели иметь самоидентификацию – свою кухню, свою религию, свои обряды. Им это было очень важно здесь сохранять. Так стали открываться храмы – первые примитивные, а потому же — красивые и богатые. И это в какой-то степени сохраняется здесь до сих пор, ведь мы так по сути и живем вдали от родины, хотя и считаем Самарканд и Узбекистан своим домом", — подчеркивает Александр Галак.
Эта любовь к двум родинам чувствуется и в архитектуре – во всех православных святынях Самарканда присутствовали восточные нотки, декор однозначно был местным. Да и на строительство русских православных церквей нанимались местные жители.