Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов

Узбекистан во время Великой Отечественной войны оказался в глубоком тылу, но его связи с фронтом были очень тесными. Кроме традиционной продукции — хлопок, шелк, фрукты, — республика поставляла на передовую и оружие.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Великая Отечественная — это не только история самой войны, но и многочисленных фабрик и заводов, занятых производством техники, боеприпасов и снаряжения для Красной армии. Мы взглянем на нее с необычного ракурса: глазами руководства Чирчикского завода сельскохозяйственного машиностроения.

В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), в фонде Главного управления по производству сельскохозяйственных машин Наркомата минометного вооружения СССР сохранились отчеты этого предприятия по производству за военные годы. Сегодня это "Чирчикский завод сельскохозяйственной техники" в составе АО "Узагротехмаш".

Рождение промышленного гиганта

Ленинградцы не только выстояли в блокаду, но и сохранили город — ветеран
Предприятие создано 27 июля 1942 года на базе филиала №2 Ташкентского завода сельскохозяйственного машиностроения им. Сталина. Первые цеха в самой столице Узбекской ССР появились в 1941-м, когда сюда эвакуировали из Ростова-на-Дону часть "Ростсельмаша". После спешного строительства и монтажа оборудования в июне 1942 года новая производственная площадка была передана в ведение Наркомата минометного вооружения СССР.

Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов
Станки и механизмы с эвакуированных предприятий часто размещали где придется: часть оборудования с "Ростсельмаша" оказалась в пригороде Чирчика, где нашли площадку с железнодорожным путем. Так появился филиал завода им. Сталина, реорганизованный в отдельный промышленный объект. Несмотря на подчинение минометному наркомату, этот завод минометов или боеприпасов к ним не производил. Его профиль — авиабомбы. План выпуска на 1942 год составил 60 тысяч ФАБ-100 (фугасная авиабомба калибром 100 кг) и 150 тысяч АО-25 (авиабомба осколочная калибром 25 кг).
Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов

Речь идет о производстве корпусов для авиабомб и взрывателей. В годы войны множество предприятий были заточены под выпуск данной продукции. Затем эти детали доставлялись на снаряжательные заводы, где их начиняли взрывчаткой и уже оттуда отправляли в войска. Работа крайне ответственная: нужно было сдать продукцию в точном соответствии с требованиями военной приемки.

Вынужденная предприимчивость 

Вклад узбекского народа в победу над фашизмом

В 1942 году предприятие еще полностью не сформировалось. У него была только одна полноценная ЛЭП от подстанции Чирчикской ГЭС и временная, смонтированная без проекта, система электроснабжения цехов. Отсутствовала парокотельная. Наличных компрессоров для сжатого воздуха хватало только на половину потребностей. Заводской транспорт состоял из четырех автомобилей, трех тракторов, сильно изношенного паровоза, а также четырех лошадей и 20 ослов. Складов тоже не было, и поступавший материал хранился под открытым небом.

Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов

Впрочем, директор завода товарищ Галилов все эти трудности не считал основными при составлении доклада для Москвы. Главной причиной невыполнения первого производственного плана стали дефицит электроэнергии и материалов. Вместо 12,5 МВт*ч в сутки заводу отпускалось всего от 1,6 до 4,8 МВт*ч электроэнергии (по установленному в Ташкенте жесткому лимиту). В некоторые дни предприятие и вовсе вставало. Люди на это время переходили на вспомогательные и строительные работы.

Всех наград на кителе не унести: боевой путь генерал-майора Артикбаева
Катастрофически не хватала главного сырья – металла. При потребности в чугунном литье в 9 792 тонны (боевая часть ФАБ-100 изготовлялась из отливки сталистого чугуна), Чирчик получил только 1 167 тонн. Из 2 662 тонн листового металла на предприятие дошло меньше половины — 1 174 тонны, а из 23,4 тонны труб — лишь 2,7 тонны.

Еще хуже было снабжение цветными металлами, из которых делались корпуса взрывателей авиабомб. Из необходимых 2,9 тонны меди было доставлено 196 кг, из 27,3 тонны алюминия — 1,8 тонны, из 8,3 тонны свинца прибыло 1,8 тонны.

Но даже в этих условиях руководство сумело извернуться и выполнить план хотя бы наполовину. Вне программы Чирчик сдал для фронта еще 350 авиабомб ФАБ-250, 60 тысяч АО-3-8 и 400 авиабомб АО-25М13.

ФАБ-250 — фугасная авиабомба калибром 250 кг. АО-3-8 – это, очевидно, партия авиабомб калибром 2,5 кг и 5 кг, изготовленных из различных отходов, обрезков и лома. Авиабомба АО-25М13 - гибридный боеприпас, состоящий из головной части 132-мм реактивного снаряда, к которой добавлялись стабилизаторы и авиационные взрыватели.

Когда уже не было возможности делать готовую продукцию, завод вынужденно переходил на производство деталей для других предприятий.

Работали женщины и дети

Отчет Галилова довольно красноречиво показывает, кто трудился у станков: из 1 874 человек 53,5% составляли женщины и 27% — подростки до 18 лет. Взрослых мужчин осталась только пятая часть от всего персонала — типичная картина для предприятий военной поры. Большинство мужчин ушли на фронт, а в тылу и на производстве остались лишь ценные специалисты, получившие "бронь", негодные к военной службе и старики.

RT запускает проект #СтраницыПобеды об истории Великой Отечественной войны
Принимая женщин на тяжелую и вредную для них работу, заводоуправление, насколько могло, проявляло заботу об их семьях: беременным предоставлялся короткий отпуск по родам; для малышей в самом начале, раньше столовой и бани, открыли ясли и регулярно выделяли средства для них из кассы предприятия.

В отчетах не сказано, сколько среди рабочих было эвакуированных, но, судя по всему, коллектив сформировался смешанный. На производство набирали и учеников из числа местных жителей — 52 человека в 1942 году.

Жилищные условия поначалу были экстремальные: единственное общежитие, небольшое и перегруженное, располагалось в пяти километрах от завода. Кому места там не хватило, ютились вместе с окрестными жителями в радиусе 3 километров от предприятия.

Тем не менее с дисциплиной проблем не было — судя по отчетам, прогулы составляли всего 0,8%. В военное время за подобный проступок наказание было суровым, вплоть до уголовной статьи. Да и заводчане, видимо, не хотели лишний раз выдавать своих – рабочих рук и так не хватало.

За 1942 год предприятие выплатило зарплату за 4-й квартал на 2,4 миллиона рублей — в среднем по 430 рублей в месяц на одного сотрудника.

Фронтовой процент

Война — войной, а экономика промышленного производства требовала всех необходимых калькуляций, смет и финансовой отчетности. Чирчикский завод сельскохозяйственного машиностроения рапортовал о своих успехах и расходах Главному управлению Наркомата минометного вооружения, которому подчинялся, а также Госбанку СССР.

Из архивных документов, где отражены все без исключения затраты, вложения, выручка и прибыль, следует, что плановая себестоимость одной авиабомбы ФАБ-100 равнялась 208 рублям, а завод ее отпускал по 217 рублей 67 копеек. Себестоимость АО-25 — 143 рубля 48 копеек, отпускная цена — 151 рубль. При этом предприятие даже в годы войны платило оборотный налог в 1%. Это малоизвестная, но крайне красноречивая черта того времени. При всей разрухе, неустройстве и трудностях финансовая дисциплина оставалась незыблемой.

Переход на мирные гусеницы

В 1943-44 годах завод уже был совсем не тот, что в конце 1942-го. Электроэнергию, воду, газ и материалы он получал в нужном объеме.

За 1943-й в Чирчике выпустили 58 375 авиабомб ФАБ-100, а в следующем — уже 83 875 и еще 5 200 ФАБ-250. 

В 1944-м предприятие получило новый важный заказ — на сей раз мирного характера: страна нуждалась в запчастях к сельскохозяйственной технике. Для отрасли машиностроения требовались различных видов штифты для тракторов и комбайнов.

Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов
Штифты — важнейшая деталь к трактору ЧТЗ, скрепляющая гусеничные звенья. Они быстро изнашивались, а без них "обуть" машину было невозможно, а значит и поля ни вспахать, ни засеять. По заданию Совнаркома Узбекской ССР завод отгрузил 6 250 штифтов М-1022, 180,5 тысячи — М-1023, более 5 тысяч — М-1037, а также 855 пар ведущих колес трактора ЧТЗ и 1 594 гусеничных звеньев. Все эти запчасти пошли на восстановление машин в МТС Узбекистана.

Помимо штифтов для гусениц, в Чирчике изготовили крупные партии зубцов к конным граблям, лемехов, а также 329 хлопковых сеялок. Всего за два года предприятие выбилось в передовики машиностроительной отрасли.

Все для фронта: Чирчикский завод — от авиабомб до тракторов

Ташкенту хотят присвоить статус "Город – герой тыла"
Но вернемся к бомбам. Всего за 1943-44 годы завод отправил на фронт 142 250 ФАБ-100. К примеру, боевая нагрузка штурмовика Ил-2 составляла 8 "соток", а в каждом авиаполку по 61 самолету. Итого на одно боевое дежурство штурмовой авиаполк брал 488 авиабомб, а значит, всей выпущенной в Чирчике продукции хватило бы на полгода массированных бомбардировок неприятеля при двух вылетах в день.

Труженикам тыла, ветеранам производства и их потомкам есть чем гордиться. В годы войны Чирчикский завод сельскохозяйственного машиностроения сначала помог разбить врага, а потом – восстановить и накормить огромную израненную страну.