Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте

Всемирный день велосипеда ежегодно отмечается 3 июня в соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН. Для многих байк не просто развлечение в выходной, а постоянный вид транспорта, особый стиль жизни.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ТАШКЕНТ, 3 июн — Sputnik. Каково быть велосипедистом в мегаполисе, реально ли ежедневно ездить с работы домой и обратно на байке и чего не хватает веломанам в узбекской столице — об этом корреспондент Sputnik расспросил координатора велосообщества Узбекистана Искандара Ахмедова.

Чужой на дороге и дорожке

В настоящий момент жизнь велосипедистов в Ташкенте нельзя называть простой: специально выделенных дорожек пока очень мало, а отношение водителей и пешеходов к велобайкерам неоднозначное.

"Многие не понимают, что велосипед — это такое же полноправное транспортное средство передвижение на дороге. Даже в правилах ПДД велосипедист приравнен к гужевой повозке. Среди населения и автомобилистов велосипедист – это помеха, он не полноправный участник дорожного движения. На пешеходной дорожке он также не приветствуется, потому что кто-то ходит пешком медленно, и когда вы просто проезжаете мимо на самой малой скорости, человека можно этим напугать. То есть отношение пока сложное, но, слава богу, многих это не останавливает", – признается Искандар.

Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте
Инфраструктуру для байков в узбекской столице постепенно развивают, но вопросов к ней еще немало. Есть и нюансы с качеством покрытия, но чаще всего проблема в игнорировании другими горожанами этой специальной полосы. Зачастую велосипедам просто негде проехать, так как дорожки заняты припаркованными автомобилями, пешеходами, продавцами и уборщиками.

"Те велодорожки, которые построены, к сожалению, не всегда отвечают стандартам безопасности, – продолжает Ахмедов. – Единственная действительно хорошая велодорожка тоже спроектирована не без минусов — она соседствует с пешеходной зоной и не отделена физическими барьерами. Из-за этого возникают много конфликтных ситуаций с отдыхающими или прохожими".

Вместе с тем он добавил, что сейчас столичные власти намерены кардинально изменить ситуацию к лучшему, чтобы сделать город более дружелюбным не только для пешеходов и туристов, но и для велосипедистов.

Прокаты есть – выбора почти нет

Крути педали: яркие моменты из жизни веломанов Узбекистана — видео
Особенно тяжко веломанам из-за скромного выбора двухколесных стальных коней. В Ташкенте пока не так много магазинов, для покупки всех необходимых запчастей и аксессуаров для байков – профильные торговые площадки по пальцам пересчитать можно. В то же время пунктов проката достаточно – правда, выбор довольно ограниченный.

"По специфике ни один велопрокат не разделен. То есть нет специализированных: только для шоссейных велосипедов или исключительно горные. Везде одинаковые велосипеды, чаще всего харды, самого начального класса", – признается куратор велосообщества.

Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте
По его словам, при желании можно найти неплохой прокат или велосервис, в этом помогает и общение велобайкеров между собой.

Крутить педали, чтобы не болеть

Впрочем, даже в таких реалиях поклонников у двухколесного транспорта в Узбекистане много, особенно в регионах. В отличие от столицы, там велосипедами пользуется и стар и млад. Для жителей поселков или небольших городов это простое, мобильное и доступное средство передвижения, не требующее больших затрат на уход. Ташкент в этом смысле менее приспособлен для индивидуального транспорта.

Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте
"Как только я выезжаю за пределы столицы, даже школьники ездят на велосипеде в школу. Женщины, бабушки, дедушки, мужчины и мальчики – все, кто в силах крутить педали. – говорит Ахмедов. – Сам по себе Ташкент — тоже приятный город для велопрогулок. Он достаточно небольшой, так что вполне комфортно можно от дома до работы и обратно приезжать на велосипеде. Я, например, исключительно на байке добираюсь до офиса, только в ливень и в гололед не пользуюсь велосипедом".

По ночному городу я лечу: праздничный веломарафон в Ташкенте
Конечно, не всем комфортно ежедневно, особенно в жару, приезжать на работу на велосипеде. Однако при желании можно приспособиться и к этому. Например, Искандар всегда держит в офисе несколько комплектов сменной одежды, чтобы после поездки переодеться. Эти локальные неудобства перекрываются позитивными эмоциями от катания, а кому-то вполне могут заменить фитнес-зал.

"Это заряжает энергией и позитивом, ну и здоровье укрепляет. Я, можно сказать, практически не болею – всегда в тонусе", — добавил Ахмедов.

Будущее на двух колесах

Он признается, что пока велодвижение в стране развито недостаточно, но это скорее организационная проблема, нежели ментальная. К примеру, чтобы стать полноценной организаций, объединяющей людей по интересам, необходимо регистрироваться в качестве НКО, платить налоги, а значит, искать спонсоров.

Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте

"К сожалению, пока организации не готовы оказывать такую постоянную финансовую поддержку. Мы стараемся самостоятельно развивать и пропагандировать велосипед в Узбекистане, ведь за такими видами транспорта будущее", — добавил Ахмедов.

Сто тридцать километров дружбы: завершился веломарафон Шымкент - Ташкент
Члены велосообщества не сидят сложа руки, постоянно проводят мероприятия для всех желающих. Первый массовый заезд прошел в декабре 2018-го. А в августе прошлого года при поддержке хокимията Ташкента был организован веломарафон на 700 человек. Власти предоставили свою технику, а всю финансовую сторону взяли на себя сами велосипедисты.

Всего в сообществе более трех тысяч велобайкеров, однако на самом деле желающих гораздо больше, просто пока не все могут себе это позволить.

Ребята, давайте катить дружно, или Когда велосипед приживется в Ташкенте

Ахмедов отметил, что велосипед как вид спорта и досуга в Узбекистане будет процветать.

"Что касается велоспорта, то вполне реально сегодня воспитать своих чемпионов. Тем более в наших условиях, когда столько возможностей. Главное, чтобы был интерес в обществе. А у нас очень много талантливой и спортивной молодежи", — заключил собеседник.

Он призвал заниматься спортом и не бояться локальных трудностей. Чем больше людей пересядет на велосипеды, тем быстрее изменится отношение к ним окружающих, а город станет более комфортным для поездок и отдыха.