Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью

Известный спортивный журналист Тимур Низаев рассказал корреспонденту Sputnik Узбекистан о работе прессы во время московской Олимпиады-80.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Спартакиада народов СССР: как готовились к главным Играм

За год до Олимпиады-80 в Москве состоялась VII летняя Спартакиада народов СССР, которая стала своего рода генеральной репетицией международного спортивного форума. Именно тогда впервые апробировались спортивные базы, оценивалась работа судьей и подготовка спортсменов. Осваивались там и журналисты. Во многом это помогло в будущем уже непосредственно на Играх.

"Мы поехали на Спартакиаду бригадой из 6-7 человек. Между нами были поделены все виды спорта. Я тогда уже третий год работал в газете "Физкультурник Узбекистана", и для меня это было большое событие. Я впервые обозревал комплексные соревнования — больше 30 видов спорта. Наш редактор Давлат Тимурович Фаттахов мотивировал нас путевкой на Олимпийские игры, сказал, что аккредитацию получит тот, кто лучше всех отработает на Спартакиаде. В итоге выбор пал на меня", — рассказывает Низаев.

Закулисье Олимпиады-80: имена по трафарету, галстук от гостя и голые атлеты
Перед началом Олимпиады оргкомитет собрал журналистов со всех союзных республик. Узбекскую ССР тогда представляли четверо: помимо Тимура Низаева, в Москву отправились Хайдар Насыров из газеты "Совет Узбекистони" ("Советский Узбекистан"), Сафар Останов – "Ёш ленинчи" ("Молодой ленинец") и Олег Якубов из "Правды Востока".

Коммунизм городского масштаба и журналистская хитринка

По словам собеседника, на Играх в Москве царила превосходная атмосфера, а в столице СССР на какое-то время воцарился настоящий коммунизм: необыкновенное изобилие, бесплатные напитки и транспорт для участников, гостей и организаторов Олимпиады.

"Везде было чисто и аккуратно. Тогда всех люмпенов отправляли за 101 километр. На полках магазинов было все, даже много из того, что раньше не продавали или трудно было достать. Помню, я накупил массу сувениров по очень доступной цене", — вспоминает Тимур Таджиевич.

Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью
Условия размещения и работы также порадовали: прессу поселили в центре Москвы в гостинице "Россия" в комфортабельных номерах, а работали журналисты неподалеку — в современном и просторном пресс-центре в "Лужниках". Там же общались с тысячами коллег из других стран. Этому в том числе способствовала атмосфера пресс-бара с десятками сортов пива.

"Помню, как-то мы сидели в баре с главным редактором грузинской спортивной газеты "Лело" Тенгизом Гачечиладзе. Пообщались, выпили, выходим, а я думаю, странно, почему он не спрашивает, сколько там с каждого получилось. Оказалось, что и он, и я заплатили за двоих не сговариваясь. Вот такая была атмосфера дружеская", — вспоминает Тимур Таджиевич.
Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью

Как Олимпиада-80 перекроила рабочий график в Узбекистане — Тухтамирзаев
Впрочем, во время работы конкуренция тоже присутствовала. По словам Низаева, прежде всего, соперничество было с белорусскими коллегами, хотя каждый писал про свою страну. Это больше походило не на дух соревнования, а на пропаганду своих спортсменов, видов спорта, республик.

"Я тоже держал про запас несколько собственных наблюдений, видений. Это не приобретало националистический характер, скорее, это были профессиональные хитринки", — добавил спортивный корреспондент.

Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью
Он признался, что 25 дней промчались незаметно. Остались в памяти внезапные и шокировавшие всю страну похороны Владимира Высоцкого. Пробиться сквозь кордон Низаев так и не смог, наблюдая за церемонией издали.

Организационные тайны Олимпиады-80: как ожила трибуна и куда улетел мишка
Кроме того, Тимуру Таджиевичу, как и десяткам тысяч гостей и спортсменов, а также миллионам телезрителей запал в душу улетевший в небо олимпийский мишка. Непроизвольно слезы наворачивались у всех. Спортивная сказка закорчилась вместе с коммунизмом в отдельно взятом городе: уже на другой день горничные в гостинице привычно ворчали на постояльцев.

Встречи с призерами и новости по телефону

На Игры в Москву в 1980 году приехало рекордное число узбекистанцев — 15. На каждого спортсмена Низаев заранее подготовил зарисовку, досконально изучив и виды спорта, в которых они выступали, и биографию атлетов. Газета "Физкультурник Узбекистана" выходила три раза в неделю, а из четырех полос три были про Олимпиаду. Почти все эти материалы вышли в печать.

"То, что было в Москве, – это шик, блеск, красота. На каждой арене были субпресс-центры: в Крылатском, на гребном канале, в конноспортивном комплексе "Битца". Особенно мне запомнились Мытищи. Там проходили соревнования по стендовой стрельбе, на которых серебряным призером стал наш Рустам Ямбулатов. В той же "Битце" в командном зачете по конному спорту чемпионом в командном зачете стал Юрий Ковшов. Один из наших соотечественников Собиржон Рузиев - серебряный призер. Я сделал несколько репортажей о нем. На велотреке "серебро" завоевал Александр Панфилов – парень из Сырдарьи", — отметил собеседник.

Фехтовальщик Собир Рузиев: эта минута на Олимпиаде-80 снится мне до сих пор
По его словам, самым удачным получилось интервью с Собиржоном Рузиевым. Со спортсменом он был знаком еще до Игр в Москве, сделав с ним первое интервью в 1977 году. Рузиев постоянно был в разъездах за границей, поэтому вживую посмотреть за его выступлениями не всегда удавалось.

"Я ни разу при Союзе никуда не выезжал. Это уже потом мне удалось поездить по всему миру в годы независимости. Как Рузиев фехтует, я впервые увидел только на Олимпийских играх. Его выдержка до решающего укола незабываема", — вспоминает Тимур Низаев.

Были также материалы с конником Юрием Ковшовым и стрелком Рустамом Ямбулатовым.

"Единственное, с кем мне не удалось побеседовать, это Лариса Павлова. Она стала олимпийской чемпионкой в составе женской сборной по волейболу. Но вот как-то не сложилось", — отметил журналист.

Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью
Вспоминая о работе на соревнованиях, Низаев заметил, что 40 лет назад технологии были совсем иными. Так, новости в Ташкент он передавал по телефону, а съемка на стадионах и в спорткомплексах, конечно, не шла ни в какое сравнение с нынешними возможностями прессы.

"В Пекине на олимпийском стадионе было 36 камер, а в Москве, если не ошибаюсь, только 12. Сейчас и с дронов снимают, и крупным планом. Сразу видны эмоции спортсмена, выводятся повторы на экран. Тогда ни о чем подобном и речи не было. Технологический рывок поражает", — добавил журналист.
Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью

Спортсменка, чемпионка и красавица: волейбольное "золото" Ларисы Павловой
В то же время побывавший на четырех Играх Низаев особенно ценит именно Олимпиаду-80 как первую в своей карьере.

"Я много где побывал: и на Азиатских играх, и на других трех олимпиадах. Меня в Пекин приглашали уже не от Узбекистана, а от руководства МОК, даже награду вручили в номинации "Спорт и пресса". Везде было по-своему прекрасно, но первые Игры — это как первая любовь: такое забыть нельзя", — признается он.

Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью

Спорт спасет мир

Ямбулатов: Узбекистан способен стать лучшим местом для спортсменов-стрелков
Тимур Таджитович, как и многие неравнодушные к спорту люди, с сожалением воспринял новость о переносе Олимпийских игр на 2021 год из-за пандемии коронавируса. Он напомнил, что подобные крайние меры вводятся в пятый раз в истории. В то же время он отмечает весомый вклад спорта не только в культурно-гуманитарную составляющую международных отношений, но и в экономику любой страны.

"Не случайно президент Международного олимпийского комитета Томас Бах говорил, что в Европе три процента трудового населения заняты в спорте, а два процента европейского ВВП составляет спортивный бизнес. Это большие цифры, которые говорят о важности этой сферы", — уверен Низаев.
Низаев: первая олимпийская любовь, двойной счет и несостоявшееся интервью

По его мнению, пандемия изменила привычный мир, привнесла новые взаимоотношения. В этих непростых реалиях, полагает журналист, именно спорт должен стать объединяющим началом для всего человечества.