Пресс-служба Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана во вторник сообщила о подписании дорожной карты по строительству железной дороги "Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар". По словам вице-премьера РУз — главы МИВТ Сардора Умурзакова, проект поспособствует "кардинальному повышению транзитного потенциала Центральной Азии".
Председатель Научно-технического Совета Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", доктор технических наук Алевтина Кириллова придерживается аналогичного мнения.
"Строительство железной дороги "Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар" позволит Узбекистану и другим странам Центральной Азии существенно сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через ЦА, — отметила Кириллова. — Хочу также отметить, что для строительства новой железной дороги выбранный маршрут весьма необычный. Сама магистраль, протяженность которой более 570 километров, будет пересекать Гиндукуш (горная система в ЦА. — Прим. ред.) в том месте, где высоты перевалов превышают 3,5 тысячи метров. Это будет одна из самых высоких железных дорог в мире".
При этом, отметила Алевтина Кириллова, по тому же направлению — между Мазари-Шарифом и Кабулом — уже проходит автодорога, и строительство железнодорожной магистрали будет опираться на уже существующую инфраструктуру, что обеспечит возможности доставки техники и необходимых материалов. Кроме того, по тому же маршруту проходят линии электропередачи из Узбекистана и Таджикистана в столицу Афганистана — это даст возможность сразу электрифицировать новую железную дорогу, а электрифицированная магистраль гораздо экономичнее.
"По экспертным оценкам, введение в эксплуатацию новой железной дороги в будущем позволит формировать транзитные потоки до 20 миллионов тонн ежегодно. А для Узбекистана данная магистраль — это, на мой взгляд, главное условие экономического рывка. Поскольку отрезок "Термез — Мазари-Шариф" уже действует, то в случае успешной реализации проекта и запуска транзитной железной дороги по Афганистану РУз не только получит новые возможности для развития экспорта своих товаров, но и станет в этой системе главной транзитной страной", — заявила Кириллова.
Подробный комментарий слушайте в радиоподкасте Sputnik Узбекистан.