Лететь нельзя остаться: можно ли вернуть деньги за авиабилет в случае запрета на выезд

Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Узбекистана объяснило, можно ли вернуть деньги за купленный авиабилет, если о запрете на выезд из страны пассажир узнал в аэропорту перед самым вылетом.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ТАШКЕНТ, 23 июн — Sputnik. По данным агентства, подобные обращения поступают к ним довольно часто. Потребитель приобрел авиабилет, но вылететь не смог: представители авиакомпании при проверке документов на стойке регистрации перед самым вылетом заявляют, что человек не может покинуть страну. В итоге ни путешествия, ни денег, так как в авиакомпании отказываются возвращать их.
Однако в агентстве объяснили, что в данном случае закон на стороне авиаперевозчика и возврата денег от него ждать не стоит.

"Согласно требованиям об утверждении правил воздушных перевозок пассажиров и багажа (№2238 от 29.06.2011), транспортные расходы, уплаченные пассажиром по запрещенному адресу, возврату не подлежат", — говорится в сообщении.

Кого могут ограничить в выезде и как об этом узнать

Отмечается, что на временное ограничение выезда из страны влияет ряд факторов. В первую очередь, запрет касается должников алиментщиков. Решение принимает инспектор Бюро принудительного исполнения. Во-вторых, основанием для запрета является задолженность, если гражданин намеренно или несознательно не платит налоги или не возвращает долг юридическому/физическому лицу.
О запрете на выезд за границу из-за долгов можно будет узнать онлайн
Но сам факт наличия долга не является поводом для запрета выезда, объясняют в агентстве. Для этого необходимо судебное решение. Только на его основании выносится соответствующее постановление.

"Важно отметить: копия постановления направляются должнику, если место пребывания его известно, в отдел (управление) миграции и оформления гражданства органов внутренних дел и в органы по охране государственной границы. Помимо этого, ограничивать граждан на выезд из страны в пределах своих полномочий могут Пограничные войска СГБ, МВД и другие правоохранительные органы", — уточняют в агентстве.

Чтобы запрет не стал неприятным сюрпризом перед самым вылетом, нужно позаботиться об этом, узнав о нем заблаговременно. Информацию можно получить предварительно через авиакассы.
Кроме того, ее можно уточнить через официальный сайт https://mib.uz, а также через телеграм-бот @mibuzbot Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре Республики Узбекистан на основании данных, удостоверяющих личность.
Также можно обратиться в соответствующие правоохранительные органы в установленном порядке.
Власти РУз напомнили о Telegram-боте для проверки запрета на выезд за рубеж

Когда вернут деньги?

В прошлом году в Агентство по защите прав потребителей поступило порядка 272 обращений по вопросу возврата денежных средств, потраченных на приобретение авиабилетов отмененных из-за ограничений рейсов (110 — АО Uzbekistan Airways и 162 — иностранных авиакомпаний). В этом году изучено уже порядка 153 обращений (54 — АО Uzbekistan Airways и 89 — иностранных авиакомпаний).
В итоге удалось вернуть в общей сложности 480 428 000 сумов 164 потребителям, из которых 120 — за авиабилеты на отмененные рейсы АО Uzbekistan Airways и 46 — за авиабилеты иностранных компаний.

"Данная статистика в основном касается карантинного и посткарантинного периода, когда авиарейсы были отменены", — отмечается в сообщении.

В агентстве уточняют, при добровольном отказе от перевозки взимается сбор за добровольный отказ в соответствии с правилами применения тарифов. При вынужденном отказе от перевозки (по вине авиакомпании) возврат сумм производится без взимания каких-либо сборов.
В Узбекистане заработала новая система проверки "запрета на выезд" за границу

"Согласно требованиям Воздушного кодекса Республики Узбекистан (Статья 104 "Прекращение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира"), пассажир имеет право расторгнуть договор воздушной перевозки в любое время действия договора воздушной перевозки — до или после вылета воздушного судна, на котором для пассажира было забронировано место, в одном из пунктов на маршруте и получить всю уплаченную за перевозку сумму или ее часть в порядке, определяемом правилами применения тарифов перевозчика", — объясняют здесь.

Согласно правилам применения тарифов пассажиров рейсов акционерного общества "Uzbekistan Airways, возврат сумм за полностью либо частично неиспользованную перевозку производится в пункте приобретения билета в течение одного года с даты оформления билета, если перевозка не была выполнена ни на одном из участков маршрута, или в течение года с даты вылета на первом участке перевозки, если иное не предусмотрено правилами применения тарифа и иными правилами перевозчика.