Им не мешают, ориентируют на совместные экономические проекты, оказывают гуманитарную помощь афганскому населению. Сопредельные страны Центральной Азии и Россия при этом ожидают позитивных результатов по заранее обозначенным направлениям: формирование инклюзивного правительства, снижение террористических угроз, равноправие женщин, экономика без наркотиков. Первые сто дней новой власти талибов прогресса не принесли.
Российский президент Владимир Путин 18 ноября заявил, что ситуация в Афганистане требует дополнительных мер безопасности на южных рубежах РФ и содействия союзникам – государствам Центральной Азии. Обозначил приоритеты – предотвращение неконтролируемых потоков беженцев, активное содействие установлению гражданского мира, нейтрализации террористических структур и наркопреступности в Афганистане.
В этот же день российский постпред при ООН Василий Небензя резюмировал: "Установившаяся после 15 августа в Афганистане новая реальность не приблизила ни самих афганцев, ни международное сообщество к стабилизации страны, созданию на ее территории мирного, неделимого и свободного от наркотиков и преступности государства".
Ранее секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев предупредил: "Если новым властям в Кабуле не удастся нормализовать ситуацию, а международному сообществу – оказать афганскому народу действенную поддержку, то события могут развиваться по катастрофическому сценарию, включая новый виток гражданской войны, всеобщее обнищание населения и голод". Все это негативно отразится на странах СНГ и мира в целом.
Так Россия выразила холодный гнев по отношению к нарушителям обещаний (талибам). Терпение центрально-азиатских соседей Афганистана также не бесконечно. Необходимы результаты. Управлять десятками народов Афганистана силами немногочисленного моноэтничного правительства – задача непростая, время работает против талибов. И очень важно не допустить новых геополитических экспериментов и авантюр таких внешних игроков, как США и НАТО.
Спектр безопасности
В военном отношении страны Центральной Азии и Россия делают все возможное для укрепления южных рубежей – наращивают боевую интеграцию вооруженных сил, проводят практически непрерывную серию совместных маневров. Кроме того, во втором полугодии Россия активизировала поставки современного вооружения в Таджикистан и Узбекистан.
Эта многомерная, сложная работа остается единственной надежной гарантией безопасности региона, и в обозримой перспективе (месяцы или годы) наверняка будет продолжена. Угрозы террористических группировок на территории Афганистана сохраняются, талибы становятся мишенями для терактов в провинциях и на территории столицы. Страны Центральной Азии не застрахованы от вторжения "джихадистов" с юга.
Растущую активность террористической группировки "Исламское государство"* на территории Афганистана 18 ноября с тревогой анализировали ООН: август – 13 атак, сентябрь – 38, октябрь – 48 терактов. Сложная экономическая ситуация в стране способствует росту рядов ИГ* – там платят.
Правительство талибов уже не является результатом перестрелок в Кабуле между сторонниками Хаккани (радикальное крыло движения) и Барадара (умеренное направление), как это было в начале сентября (погибли 17 человек и более 40 были ранены). Однако правительство преимущественно "пуштунское", подверженное влиянию Пакистана, не выражающее экономических интересов и религиозных предпочтений 80 народов и народностей Афганистана. Переговоры с влиятельными представителями талибов на различных площадках, с участием России, Китая, Пакистана и стран Центральной Азии на состав и эффективность этого правительства влияют незначительно.
Экономика и права женщин – две самые нерешаемые проблемы "эмирата".
Первая все еще опирается на плантации опиумного мака. Объем производства опиума в Афганистане в 2021 году вырос на 8%, и достиг 6,8 тысяч тонн. Нестабильность способствует росту цен на опиум, и это подталкивает "фермеров" к увеличению объемов "производства".
С другой стороны, счета старого правительства Исламской республики в США заблокированы, новых инвестиционных средств нет. Соседи не спешат реализовывать серьезные экономические (энергетические и транспортные) проекты в стране, где никто не может гарантировать их реализацию и безопасность сотрудников. Тревожный замкнутый круг, в который извне поступает гуманитарная помощь, явно недостаточная для благополучия 40-миллионного населения Афганистана.
Нестабильный "эмират"
Талибы стремятся навести порядок в стране, и 18 ноября провели операцию против террористической группировки ИГ* на севере Кабула – ликвидировали трех боевиков. Однако новая власть встречает жесткое вооруженное сопротивление "конкурентов" – днем ранее в столице прогремели два взрыва, организованных "Исламским государством"*.
За неделю с 13 ноября "джихадисты" устроили в столице целую серию взрывов с большим количеством жертв. Теракты продолжаются практически во всех провинциях страны. Для создания надежной системы безопасности талибам не хватает сил и компетенций, они не могут остановить расширение операционного пространства группировки ИГ*.
Стабильный и безопасный Афганистан – очень отдаленная перспектива. Издание Foreign Policy отмечает, что многих талибов среднего звена разочаровал курс "политического офиса", недовольные стали переходить в отряды ИГ*. Очевидно, партизанские рейды в сочетании с доходами от контрабанды наркотиков – более простое занятие, нежели управление государством.
На этом фоне три военно-транспортных самолета Ил-76 Воздушно-космических сил России 18 ноября доставили в Кабул десятки тонн гуманитарной помощи, и эвакуировали из Афганистана 380 человек – граждан Армении, Беларуси, России, Кыргызстана, Украины.
Для стабилизации обстановки в Центрально-Азиатском регионе и в целом на Южном стратегическом направлении Россия намерена активнее использовать формат московских консультаций, который объединяет усилия 11 стран – России, Афганистана, Китая, Пакистана, Ирана, Индии, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана.
* – террористическая организация, запрещенная в РФ
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram https://t.me/AKhrolenko