Участие России в ТЭК Узбекистана было бы взаимовыгодным — эксперты
Активы нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, приватизируемые в Узбекистане, могли бы быть интересны как российским компаниям, так и узбекским инвесторам.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТАШКЕНТ, 20 апр – Sputnik, Иван Зуев. Эксперты, опрошенные Sputnik, оценивают предлагаемые к приватизации активы как самое крупное предложение за всю историю современной узбекской экономики.
Нефтегаз и электросети приучают к рынку
Масштабная приватизация началась с
указа президента Узбекистана Шавката Мирзиёева "Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста" от 9 апреля 2022 года. Программа затрагивает сразу несколько отраслей, а перечень предприятий, которые будут готовить в ближайшее время к приватизации и трансформации, включает 17 позиций.
Решение уже до конца года "завершить подготовку к приватизации" сразу двух крупнейших предприятий ТЭК, в том числе путем размещения ценных бумаг на международных рынках, привлекло наибольшее внимание. На первичное публичное предложение (IPO) разместят не менее 49% акций АО "Узбекнефтегаз" и государственную долю в размере от 51% и более акций АО "Тепловые электрические станции".
Таким образом, Узбекистан впервые начинает процесс приватизации энергетического сектора, который ранее принципиально оставался в руках государства. Пока государство выставляет лишь два крупных объекта, но еще нескольким предприятиям энергетического и нефтегазового сектора предписывается аккуратно, но не теряя времени на раскачку, учиться работать в рыночных условиях.
Так, к 1 сентября 2022 года должна быть внесена на утверждение в правительство стратегия реформирования АО "Узбекгидроэнерго". Президент поручил пройти систему получения международного кредитного рейтинга АО "Национальные электрические сети Узбекистана" (до 2023 года) и АО "Узтрансгаз" (до конца 2024 года). В документе отмечается, что процедура нужна для привлечения средств из международных банков.
Компаниям АО "Худудгазтаъминот" и АО "Региональным электрическим сетям" поручено начать процесс постепенной передачи частному оператору функций оптовой закупки и реализации природного газа и электроэнергии. Это решение пока экспериментальное, и будет проводиться только в 14 городах Узбекистана при полном запрете на повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения.
Не первая волна приватизации
Масштабная приватизация в Узбекистане проходит не первый раз. Продажу государственной собственности как инструмент экономического развития использовало еще правительство бывшего главы страны Ислама Каримова.
Нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также акцентирует внимание общества на необходимости продолжения этого процесса. При этом в местном политическом лексиконе при этом слову "приватизация" предпочитают формулировку "экономическая трансформация" государственных предприятий или предприятий, аффилированных с ними.
Предыдущая волна приватизации прошла в стране в 2020 году. Тогда Мирзиёев
предложил ускорить процесс передачи в частную собственность около 1400 госактивов, а свыше 700 неэффективных госпредприятий планировалось ликвидировать.
Потенциальные инвесторы для узбекского ТЭК
Тот факт, что в плане приватизации оказались компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК), говорит о том, что страна сознательно ускоряет процесс вхождения в мировую экономику, считает заведующая сектором в Центре исследований НИИ ИМЭМО РАН Елена Кузьминова.
"Узбекистан встраивается в мировую экономику, и процесс приватизации просто необходим для продолжения этого курса и получения инвестиций. Пандемия и то, что происходит в этом году, только ускоряет этот процесс. Я не думаю, что добывающие компании будут продавать полностью. Однако мы видим, что раньше компании ТЭК никогда не попадали в планы приватизации в Узбекистане, разве что непрофильные активы", — сказала она в беседе с корреспондентом Sputnik.
Приватизация как инструмент экономического управления играет существенную роль в становлении "узбекского чуда", напоминает доктор экономических наук, профессор Леонид Холод.
"Наряду со всеми остальными мерами правительства Узбекистана по либерализации экономики и ее переводу на рыночные рельсы приватизация, конечно, играет свою роль в том, что сейчас называется узбекским экономическим чудом. Но все же не надо забывать, что высокие темпы роста частично можно объяснить эффектом "низкой базы", с которой стартовала республика в момент начала либеральных реформ. Тогда показатели были очень невысокими", — говорит Леонид Холод.
Эксперт предполагает, что заинтересованность в инвестициях в узбекскую нефтегазовую отрасль могут проявить Россия, Китай, Турция и ряд других стран.
Ранее Россия присутствовала в ТЭК Узбекистана, но это присутствие не было доминирующим. Что как раз объясняется щепетильностью узбекского правительство по отношению к своему топливно-энергетическому комплексу.
По данным Госкомстата Узбекистана, по показателям внешнеторгового оборота с Узбекистаном Россия (данные на 2021 год) наибольший объем торговли (17,9%) приходится на Россию, на втором месте Китай (17,7%), затем идут Казахстан (9,3%) и Турция (8,1%).
"Оба предполагаемых к приватизации топливно-энергетических актива ("Узбекнефтегаз", "Тепловые электрические станции", - Ред.) являются очень привлекательными для российского капитала. В их составе есть и подземные газохранилища, и нефтеперерабатывающие мощности, и даже нефтегазовая химия, - рассказал Sputnik замгендиректора российского института национальной энергетики Александр Фролов. - Тут есть внешний фактор: насколько Узбекистану будет интересен российский капитал с учетом санкционного контекста? Все зависит от властей Узбекистана. Я же склоняюсь к тому, что участие России в этих активах – большой плюс для них, учитывая географическое положение Узбекистана. Не стоит забывать, что газотранспортный сектор России и Узбекистана еще со времен СССР достаточно связан между собой".