Беларусь и Узбекистан запустят "Агроэкспресс" – подробности проекта

Быстрая доставка продовольствия может заинтересовать не только крупных, но также средних и малых предпринимателей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В ходе саммита ШОС, проходящего в Самарканде, в рамках двухсторонней встречи президенты Беларуси и Узбекистана – Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев – договорились организовать проект по ускоренной доставке продовольствия ("Агроэкспресс") между двумя странами.
О подробностях проекта, потенциальных преимуществах для стран-участниц и возможных сроках его "запуска" между Беларусью и Узбекистаном Sputnik узнал у организаторов "Агроэкспресса".

Что такое "Агроэкспресс"?

Проект, организованный в конце 2019 года АО "РЖД Логистика" (РЖДЛ) и АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ), был направлен на поддержку российского экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) в Китай и другие страны Азии.
Как рассказали Sputnik в РЖДЛ, "Агроэкспресс" предусматривает комплекс мер практической поддержки экспортеров, включая оптимизацию маршрутов и ценообразования на перевозки ускоренными контейнерными поездами, согласование на международном уровне "зеленых коридоров" на предмет требований таможенных, ветеринарных и фитосанитарных органов, цифровизацию перевозочных процессов и компенсации затрат экспортёров через систему "Одно окно".
В рамках этого проекта организовано регулярное движение контейнерных поездов с замороженной и охлажденной продукцией АПК. Помимо прямых железнодорожных маршрутов предлагаются также и мультимодальные (ж/д + море) через порты Дальнего Востока.
Если изначально "Агроэкспресс" был ориентирован в основном на поставки в Китай, то впоследствии его география начала расширяться. К проекту присоединились Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
В связи с масштабированием на пространство ЕАЭС начал реализовываться интеграционный проект "Евразийский агроэкспресс" (координатор проекта – АНО "Евразийская Агрологистика").

Что такое "Евразийский агроэкспресс"?

Как отмечают в РЖДЛ, данный проект направлен на развитие взаимных поставок и экспорта производителей сельхозпродукции государств-членов ЕАЭС (плюс Узбекистан) в Китай, Вьетнам и другие страны Центральной и Юго-Восточной Азии.
"Проект уже показал свою востребованность со стороны экспортеров и импортеров, и потенциал его развития высок, — отмечают в компании. — В частности, он позволит нарастить объемы поставок сельхозпродукции государств-членов ЕАЭС в КНР в объеме до 500 тыс. тонн в среднесрочной перспективе, и до 1 млн тонн в год к 2030-2035 годам".

"Агрологистический коридор между странами ЕАЭС и Узбекистаном является одним из перспективных внешнеторговых маршрутов с точки зрения организации канала экспорта/импорта продукции АПК высокой степени передела из стран ЕАЭС на рынки стран Центральной Азии и в обратном направлении", — рассказала Sputnik генеральный директор АНО "Евразийская Агрологистика" Алевтина Кириллова.

Значение совместного проекта, по ее словам, усиливается в контексте новых вызовов по обеспечению продовольственной безопасности стран-участниц ЕАЭС (и стран-наблюдателей) с учетом сложностей, вызванных беспрецедентным санкционным давлением.

Чем проект интересен Беларуси и Узбекистану?

"Запуск нового маршрута между Беларусью и Узбекистаном позволит белорусским производителям мясо-молочной и масложировой продукции, крупным агрохолдингам-участникам проекта освоить новые рынки поставок своих товаров на рынки Узбекистана и сопредельных стран, — отмечает Алевтина Кириллова. – В то же время узбекистанским производителям свежей плодоовощной продукции, орехов, сухофруктов и иной продовольственной продукции проект позволит насытить белорусский рынок агротоварами высокого спроса, поставляя товар точно в сроки и при полном сохранении качества продукции".
По ее словам, сейчас консолидируется грузовая база для запуска полносоставного поезда из Узбекистана до конца текущего года, с дальнейшим выходом на регулярные сервисы по маршрутам с участием центральноазиатских стран.

"Скорость доставки продукции ж/д транспортом по обозначенному коридору в полносоставной модели перевозок составляет 6-7 дней, — отмечает она. — Это сопоставимо со скоростью доставки автотранспортом, но при этом организация прямого ж/д маршрута позволит предоставить экспортерам качественный и надежный логистический сервис с неразрывностью "холодовой цепи" и минимизацией потерь продукции, а также обеспечить ритмичность поставок с высокой скоростью оформления товаров".

Как отмечают в РЖДЛ, одним из важных преимуществ проекта является то, что он рассчитан не только на крупных производителей сельхозпродукции.
"Возможность отправления одиночных контейнеров в составе контейнерных поездов открывает также перспективы для представителей малого и среднего бизнеса. Организация импорта и обеспечение обратной загрузки дает существенный экономический эффект для всех участников проекта, положительно сказывается на объемах международного товарооборота и открывает для экспортеров новые рынки сбыта", — рассказали Sputnik в компании.
Читайте также:
Беларусь обозначила свои приоритеты в ШОС