Ведь если бы оно не было нарушено, не пришлось бы и воевать за него: если бы не было угрозы того, что временный и случайный раскол станет постоянным, не пришлось бы силой оружия исправлять опаснейший вывих русской истории, пишет колумнист РИА Новости Петр Акопов.
Исправлять в тяжелых внешних условиях, противостоя хоть и уходящему, но все еще гегемону, но еще больней — что для восстановления единства нам приходится проходить через трагедию междоусобицы, по сути, гражданской войны, только идущей в формате противостояния двух государств одного народа. Владимир Путин уже говорил об этом на днях в выступлении на Валдайском форуме, согласившись с тем, что у нас отчасти идет гражданская война с частью собственного народа, оказавшегося в отдельном государстве. А вчера на встрече с историками он уже подробнее высказался на эту тему:
"Ситуацию на Украине ее так называемые друзья довели до той стадии, когда она стала смертоносной для России и самоубийственной для самого украинского народа. <...> Именно Украина, украинский народ и есть первая и главная жертва намеренной возгонки ненависти к русским, к России. В России же все ровно наоборот, вы это хорошо знаете: мы всегда с уважением и теплотой относились и относимся к украинскому народу. Так было и есть, несмотря на сегодняшнее трагическое противостояние.
Да, сейчас тоже непросто, трудно, горько еще и от того, что сражается друг с другом, по сути дела, один народ — по сути, противостояние идет внутри одного народа, так же, как это было после потрясений 1917 года, людей снова стравили".
Разделенный на две страны русский народ (состоящий из великороссов и малороссов), украинскую часть которого воспитывали в забвении общей истории, в отрицании собственного языка и народа, — это и есть наша главная трагедия постсоветских лет. В которой виноваты в первую очередь мы сами — допустив бездумный развал единой страны, забыв уроки собственной истории, говорившие нам о том, что единство потом все равно придется восстанавливать, но ценой крови собственного народа.
И нынешняя позиция Запада неудивительна: он всегда пытался воспользоваться нашей смутой, чтобы как минимум устранить Россию как конкурента с мировой арены, а как максимум — ликвидировать ее в качестве единого государства. Так происходит сейчас и так было в ходе предыдущей гражданской войны столетней давности:
"Тогда иностранные державы грели руки на трагедии нашего народа. Им было плевать и на белых, и на красных: они преследовали свои интересы, ослабляли и рвали историческую Россию на части. И сегодня, беспрерывно поставляя оружие на Украину, перебрасывая туда наемников, они абсолютно безжалостны к ее гражданам".
Украина стала орудием в руках наших противников, и вся ее функция сводится к тому, чтобы быть тараном против России. Более того, само по себе переформатирование Украины после 2014 года в анти-Россию и было первым шагом к разрушению не просто нашей страны, но и ее фундамента — русского народа. На днях об этом напомнил секретарь Совбеза Николай Патрушев:
"Англосаксы вознамерились не просто подготовить плацдарм для оказания давления на нашу страну, но и создать прецедент для дальнейшего дробления русского этноса с целью его полного искоренения".
Да, все так: сначала малороссы становятся украинцами, а потом в них записывают даже живущих на Украине великороссов. И если русские смиряются с этим, что потом помешает созданию отдельного псевдоэтноса "сибиряков"?
Россия остановила этот процесс, честно признав и назвав своими именами эти угрозы. Угрозу распада единого народа и угрозу превращения западной части русских земель в плацдарм для атлантической агрессии. Несмотря на всю запущенность, обе эти проблемы решаемы и процессы обратимы — да, дорогой ценой, но промедление (в историческом масштабе, когда счет идет на десятилетия) было бы смерти подобно. Путин еще раз подчеркнул, что упреждающий удар был оправдан:
"Мы взяли на себя ответственность, чтобы не допустить куда более тяжелой ситуации. Помнили и помним, что произошло в 1941-м, когда, несмотря на данные разведки о неизбежности нападения на Советский Союз, оттягивалось принятие необходимых мер по обороне, и какой тяжелейшей ценой была завоевана тогда победа над нацизмом".
Еще несколько лет назад Запад, как ему казалось, выбирал из двух вариантов использования Украины: полное присоединение ее к своей зоне влияния и постепенное включение в свой состав или же простое использование в качестве антироссийского инструмента. В первый вариант верили те, кто считал Россию не способной на сопротивление, а второй предпочитали те, кто опасался русского реванша.
Теперь все определилось: не сумев удержать Украину в своей орбите, Запад хочет очень дорого продать ее России, сделать цену за нее неподъемной. То есть в идеальном для Запада случае борьба за Украину должна постепенно разрушить Россию, тогда Украина полностью выполнит свою функцию анти-России. Но ведь весь смысл борьбы за Украину для нас состоит в восстановлении народного единства, и любое западное противодействие не является для нас удивительным.
Поэтому Путин и заявил, что усилия, "направленные на ослабление, распад и уничтожение России, <...> лежат в основе тех событий, которые происходят на Украине", но "мы никогда не позволим этого сделать, будем защищать свое Отечество так же, как наши героические предки".
А наши предки защищали страну не только от прямых внешних нашествий, но и в ходе смут, гражданских войн и междоусобиц, не давая внешним силам воспользоваться нашим внутренним конфликтом и проблемами. Так будет и в этот раз, на новом витке русской истории. Единой и неделимой.