Разгорается настоящая общенациональная дискуссия, в которой, если присмотреться, вскрываются пласты чего-то, дремавшего под плитами истории с прошлого века. А чем она завершится — будет ли, например, у нас новая эпоха с новым стилем жизни — об этом пока говорить рано, хотя кому-то очень хочется, пишет колумнист РИА Новости.
Сейчас трудно вспомнить, кто первый начал выяснять, как нам "положено" праздновать Новый год. Более того — и праздновать ли вообще. Зато известны предварительные итоги такого разговора. ВЦИОМ уполномочен заявить: 81 процент россиян проголосовали за новогодние праздники. А что, действительно ли были мнения, что праздновать совсем не надо? Были. По тем же данным опроса ВЦИОМ, таких мрачных персонажей набралось три процента. Видимо, личности из их числа и запустили дискуссию.
Дальше — хуже. Потому что дальше пошли подробности. В том же исследовании вопросы задавались такие: а вот елки на главных площадях ставить? А концерты и гулянья проводить? И пришла задумчивость. Разброд и шатания на эту тему можно увидеть, например, в итогах такого же опроса по Москве. Столичное население, конечно, во всех странах и во все времена особое, часто оппозиционное к прочей стране. Но, так или иначе, 52 процента дорогих москвичей полагают, что праздновать надо по второму пункту. Первый — это чтобы все было как всегда, а второй — что в этот раз стоит исключить массовые концерты и салюты, а сэкономленные от проведения мероприятий средства направить на поддержку участников специальной военной операции.
Ну а что на эту тему говорится и творится в не менее особой Северной столице, лучше пока не знать. Но цифры 50-52 процента, то есть разделение мнений практически пополам, иногда возникают и в других городах. Или как вам сюжет в городе Воронеже, где некоторые жители начали интересоваться, почему главная елка должна стоить именно 65 миллионов (а сколько надо?).
В итоге получается отдельными местами полупраздник или праздник с оглядкой (вопрос в том, на кого). Вот уважаемая газета снабжает комментарий на эту тему подзаголовком: "Эксперт по коммуникациям — о том, насколько этично отмечать Новый год в нынешней обстановке и какой формат допустим". Это кем же он "допустим"? Притом что сам эксперт выражается очень мягко и ничего не навязывает.
Вы еще подождите появления на арене светских обозревателей. Они вам продиктуют все пункты этикета — не только поведения на Новый год, а и вообще на тему "гламур в военное время". Вот тогда все точно поймут, что приехали.
Подобно эксперту по коммуникациям, мягко предложу пару мыслей — вдруг кому-то пригодятся. Первая: хорошо бы, чтоб в этой общенациональной дискуссии не терроризировали народ злобные персонажи, тянущие свою волынку: чиновники тратят громадные деньги на елки, а сколько кругом голодных, а тут еще и бронежилетов не хватает. Всем предписывается внутренне мобилизоваться, сидеть ровно, мрачно и таким образом приближать победу и полную смену всего и всех после нее. Такие люди, назовем их не сильно новыми левыми, никогда еще ничего хорошего не несли.
Еще одно: хорошо бы, чтоб и другой фланг тут не доминировал. Это те личности, которые воют: там убивают людей, против России весь (точнее, весь "цивилизованный") мир, все пропало, а вы тут хотите устраивать казенные праздники с натужным весельем. С такими идеологами тоже все в целом ясно.
А вот просто нормальные люди — это другое дело. Тут такая история: мы пережили уже одну громадную смену эпохи по части радостей и увеселений. В советское время все оглядывались друг на друга: не слишком ли кто-то хорошо (или слишком весело) живет. Можно было получить партийный выговор за "нескромность": да-да, это не шутки, уровень и качество потребления и развлечений пытались контролировать вот такие, условно говоря, левые светские обозреватели и законодатели стиля. А потом эта жизнь с оглядкой друг на друга сменилась совсем другой.
Наверное, никто в мире не умеет устраивать себе праздник так, как не обязательно богатые и не обязательно новые русские. Месть советской принудительной мрачности была великолепна, хотя и тогда всякие контролеры стиля пытались диктовать людям, как им праздновать, только со знаком наоборот. И вот сейчас опять смена эпохи. Что в итоге будет, неясно — возможно, так, как в Индии. Богатых людей там сколько угодно, но и бедных тоже. И, за исключением бешеных по расходам свадеб, индийцы стараются не мозолить окружающим глаза своим великолепием. А среди действительно больших людей модно прийти куда-то в потертой куртке и тому подобное. Этому, возможно, способствует то, что война там всегда рядом (речь о Пакистане), а может, и все прочее тоже.
Но Индия вырабатывала свой стиль поведения десятилетиями, а у нас все как-то быстрее. И здесь хочется процитировать хороший материал коллеги — журналиста из Донбасса Сергея Миркина с общей идеей: это вы потому спорите, что оказались в новой ситуации, а у нас-то война девятый год, так что мы все насчет праздников знаем.
У нас, пишет Миркин, сначала было немало людей, которые пытались абстрагироваться от войны, жить так, как будто ничего не происходит, даже тогда, когда город обстреливали, вокруг погибали люди, происходила бойня в аэропорту. Но война брала свое, и люди начинали понимать, что очень важно не позволить усталости от событий и связанной с этим депрессии поглотить себя. Праздники нужны. Однако в Донецке давно уже неприлично закатывать шикарные банкеты и выкладывать в соцсети фото с дорогих курортов (даже если вы там и были).
В общем, там стиль поведения выработался. Что нам остается добавить? Две вещи. Первая: а вы представьте, что вы на войне. Понравится ли вам, что за вашими плечами мрачные города без новогодних огней и люди, озирающиеся на других и боящиеся радоваться слишком громко? И вторая: не надо позволять каким угодно другим людям решать за вас, каким должен быть ваш праздник. Он ваш, и решать вам.
Читайте также: