Теперь Brent взлетела и приближается к 100 долларам за баррель, на рынке ждут дефицита. А в Вашингтоне готовятся к всплеску инфляции и росту цен на топливо, что перед президентскими выборами совсем некстати. Такого сюрприза от Эр-Рияда в Вашингтоне явно не ждали, пишет колумнист РИА Новости Наталья Дембинская.
Полная неожиданность
Сославшись на непредсказуемость на рынке сырья, несколько стран ОПЕК+ снизили нефтедобычу. В частности, Москва и Эр-Рияд — на 500 тысяч баррелей в день. Общее уменьшение, о котором также объявили Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир, Оман и Габон, — 1,66 миллиона баррелей в сутки.
"В качестве ответственных и превентивных действий Россия реализует добровольное сокращение на 500 тысяч баррелей в сутки до конца 2023 года от среднего уровня добычи февраля, определенного в соответствии с независимыми источниками", — сообщил вице-премьер Александр Новак.
Для рынка это стало неожиданностью: считали, что картель сохранит производство на прежнем уровне. Наблюдателей удивило и то, что решение приняли внепланово, не по графику анализа рыночного спроса и предложения.
На этом фоне нефтяные котировки сразу же устремились вверх. Brent дорожала самыми быстрыми темпами за год, взлетев до 87 долларов за баррель.
Грядущий дефицит
Таким образом, только Россия и Саудовская Аравия дополнительно уберут с рынка миллион баррелей в сутки. И это притом что предсказывают мощный рост спроса на черное золото из-за полноценного открытия китайской экономики после ковидных ограничений. По оценкам Wood Mackenzie, мировая потребность в нефти увеличится на 2,6 миллиона баррелей в сутки, миллион из них заберет Китай.
В сочетании с урезанием добычи на два миллиона с ноября прошлого года новое решение ОПЕК+ затрагивает три процента мирового спроса. Совокупное снижение в итоге составит 3,66 миллиона баррелей в сутки.
Маневр ОПЕК+ приведет к значительному дефициту нефти во втором полугодии, напряженности на рынке и удорожанию сырья, уверены аналитики.
По прогнозу Goldman Sachs, к декабрю североморская Brent достигнет 95 долларов за баррель. "ОПЕК+ обладает очень сильной ценовой властью. Неожиданное сокращение соответствует их новой доктрине действовать упреждающе", — констатировали эксперты банка.
"ОПЕК+ хочет прежде всего поддержать цены на приемлемом для стран-производителей уровне. Поэтому 85-90 долларов в ближайшие несколько месяцев — это реально", — отмечает Олег Журавлев, гендиректор компании — разработчика технологий для нефтегазовой отрасли "ВОРМХОЛС Внедрение".
Инфляция и бензин
В США крайне недовольны. "Решение ОПЕК+ вызывает сожаление. Насчет котировок я пока не уверена", — высказалась глава Минфина Джанет Йеллен.
Сожалеть есть о чем. В странах Запада и за океаном продолжится разгон инфляции и подорожание бензина. По расчетам Clearview Energy Partners, топливо в США прибавит 26 центов на галлон. К лету будет четыре доллара.
В прошлом году инфляция в США ускорялась до 9,1 процента — максимум за 41 год. В 2023-м замедлилась, однако до целевого уровня по-прежнему далеко.
Аналитики прочат дальнейшее раскручивание инфляционной спирали. Не исключено, что Белый дом вновь задействует стратегический нефтяной резерв, в котором сейчас 382 миллиона баррелей. Однако, как показывает практика, сбить котировки выбросом части запасов на рынок Вашингтону еще не удавалось.
"Brent способна повыситься и до психологически важной отметки в 100 долларов, что, конечно же, отразится на и без того высокой инфляции. В американской экономике возможна стагфляционная ситуация", — полагает Евгений Шатов, партнер Capital Lab.
Все это очень не в пользу Демократической партии, причем в преддверии президентских выборов осенью 2024-го.
"Бензин и дизель подорожают как в США, так и в Европейском союзе. Энергетические кризисы разгорятся с новой силой, раскручивая инфляцию. Потом традиционный сценарий: рост цен на все, массовые протесты и забастовки — политические баталии", — рассуждает экономист Леонид Хазанов.
Не пошли на поводу
В Саудовской Аравии подчеркивали, что решение ОПЕК+ основано исключительно на экономических соображениях. Однако очевидно, что картель действует в собственных интересах, которые определяются далеко не только рыночными факторами.
России теперь значительно легче пополнить бюджет.
"Нефтяной сюрприз Саудовской Аравии подстегивает цены к еще большему ралли. Перспектива возврата к 100 долларам за баррель — уже не кажется отдаленной. Биржевые цены взлетели до 84 долларов за баррель, Goldman Sachs пересмотрел свой прогноз на конец года до 95 долларов, а другие аналитики и вовсе заговорили о трехзначных цифрах", — отмечает Bloomberg.
Вашингтон это, конечно, никак не устраивает. Американцы уже не раз пытались "вразумить" саудитов.
Как напоминает Шатов, США и Саудовская Аравия подписали рамочное инвестиционное торговое соглашение. Традиционно Эр-Рияд — главный союзник Вашингтона на Ближнем Востоке, один из мощнейших экспортных рынков в регионе, а также крупный кредитор.
Несмотря на это, ближневосточные производители черного золота явно встали на сторону России. Они больше не учитывают мнение американцев, пишет японская финансовая газета Nihon Keizai, и сотрудничают с Москвой — ради сохранения стабильности на рынке.
А вот отношения Эр-Рияда и Вашингтона ухудшились. В октябре 2022-го Джо Байден уже обвинял саудитов и Россию в высоких ценах на бензин в США. Уговаривал саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда заключить секретную сделку по наращиванию производства. План провалился, и добычу снизили на два миллиона баррелей в сутки.
Теперь саудиты вновь продемонстрировали американцам: у них собственная политика — и с этим придется считаться.
"Видя, как США и Европейский союз ведут себя по отношению к России, на Ближнем Востоке решили сыграть в свою игру. С одной стороны, арабским поставщикам выгодно занять ниши российских конкурентов на европейском рынке, с другой — им нет смысла отгружать черное золото по низким ценам", — констатирует Хазанов.
Усилив присутствие на европейском рынке, ближневосточные партнеры России, похоже, договорились поддержать Москву и не допустить обрушения котировок, подчеркивает аналитик. Тем самым разыграли изящный и мощный гамбит, от которого в Вашингтоне и Брюсселе еще долго будут пребывать в шоке.
Читайте также: