По мнению семейного психолога Софии Седых, дети, которые пережили изоляцию в период пандемии, затронувшей каждую семью, чаще испытывают тревожность.
семейный психолог София Седых
© Из личного архива Софии Седых
“Эта тревожность выражается в особой осторожности, нежелании терять из виду родителей. Это же касается и родителей, которые стремятся держать все под контролем, в том числе поведение детей. Поэтому важно рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, для чего он нужен, что вы будете делать, пока ребенок в саду, почему это важно и вам, и ему, в чем польза для всей семьи. Например, родители смогут, пока младший член семьи в саду, заработать деньги на что-то важное для него”, — объясняет психолог.
Чаду можно рассказать об интересных играх, которым он научится в саду, а также о новых друзьях, которые там появятся. Этим, в свою очередь, можно будет поделиться с товарищами во дворе. Кроме этого, ребенку важно объяснить, что все детки в саду разные (при этом желательно не говорить, что кто-то плохой или хуже). У кого-то есть интересы пока не знакомые вашему ребенку. Важно также понимать, что дети не обязаны быть со всеми близки, они могут не захотеть дружить с кем-то. Чем спокойнее и понятнее родители донесут это до ребенка, тем правильнее он это воспримет, то есть не будет никому и ничему давать оценки.
В Ташкенте открылся уникальный детский сад
© Пресс-служба МДО Узбекистана
При этом, София Седых выделяет несколько главных правил, которые помогут адаптироваться в саду не только “пандемийным” детям, но и подойдут всем, кто сталкивается со сложностями в дошкольный период.
Поэтапное введение. Адаптацию ребенка лучше начать с плавного изменения текущего расписания и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. Это поможет ему привыкнуть к новой среде и взаимодействию с другими детьми.
Совмещение режимов. Установите для ребенка режим, как в детском саду или максимально похожий. Желательно за несколько месяцев до устройства в сад, тогда у малыша будет меньше поводов для протеста. Если он будет знать, что его ждет, то это поможет ему чувствовать себя более уверенно и безопасно.
Позитивное настроение. В разговоре о детском саде выражайтесь в положительном ключе. Расскажите о веселых и интересных вещах, которые он будет делать там, и о друзьях, которых он встретит. Поддерживайте положительное отношение к детскому саду и покажите свою уверенность в том, что ребенок справится. Говорите и о том, чем ребенок может поделиться с детками и воспитателями, например, рассказать любимый стишок.
Помощь в общении. Помогите ребенку развивать социальные навыки, такие как общение, совместная игра и распределение ролей, умение делить/делиться игрушками. Проводите время с другими детьми в парках или на игровых площадках, чтобы ребенок мог привыкнуть к ровесникам и общению.
Постепенное расставание. Чтобы уменьшить тревогу при расставании, попробуйте, например, оставаться с ребенком в детском саду на некоторое время — от нескольких минут до получаса. Затем постепенно увеличивайте время нахождения его в саду без вас. Это поможет ребенку постепенно привыкнуть оставаться без родителей.
Эмоциональная поддержка. Разговаривайте с ребенком о его чувствах и эмоциях по поводу детского сада. Поддерживайте его, выслушивайте и хвалите. Создайте дома такие условия и среду, чтобы ребенок мог расслабиться и восстановиться после дня в детском саду.
И самое главное — важно понимать, что каждый ребенок уникален и адаптация может занять время. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь детям преодолеть порою непростой период привыкания к своей новой роли.
Ранее психолог рассказала о том, как помочь первокласснику побороть стресс.