Как развивалось искусство бахши в Узбекистане
Как развивалось искусство бахши в Узбекистане и где его можно изучить сегодня? Есть ли подобные жанры в таких странах, как Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Иран, Турция? Разбирался Sputnik Узбекистан.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенДастан — большой и широко распространенный жанр узбекского фольклора.
Слово "дастан" как литературный термин относится к большим эпическим произведениям в фольклоре и письменной литературе.
Артиста, исполняющего народные дастаны под аккомпанемент домбры, называли "шоир" или "бахши".
В древности слушатели оценивали талантливых бахши. Не сумев получить аплодисменты публики, бахши покидал круг. Например, бахши Шерназар Бердиназар углы мог исполнять дастаны на протяжении 7 ночей. К сожалению, некоторые школы искусства бахши вынуждены были прекратить свою деятельность.
О том, как бахши смогли развить это искусство, в интервью
Sputnik Узбекистан рассказал сотрудник пресс-службы Республиканского центра искусств бахши Камолбек Рамазонов.
Бахши — автор-исполнитель, олицетворяющий духовное наследие, традиции, историческую память и художественное самовыражение народа.
"Бахши — это не только исполнитель дастанов, но и выразитель национального духа, символ мудрости и справедливости у своего народа. Они играют важную роль в сохранении и развитии культурных и духовных ценностей, передавая образцы народного творчества из поколения в поколение", — сказал он.
Дастаны, исполняемые бахши, обычно прославляют исторические события, героизм, любовь, верность и человеческие добродетели.
"Быть бахши — это не просто профессия, а сложное искусство, требующее высокой духовности, таланта и ответственности. Бахши должен искусно играть на национальных музыкальных инструментах, таких как дутар или домбра, и обогащать содержание дастана музыкальными мелодиями. Основная задача бахши — передать через музыкальное сопровождение дух и эмоции дастана слушателю", — пояснил он.
Талантливые бахши могли исполнять дастаны месяцами
Дастаны исполнялись с соблюдением строгого порядка, специально для прослушивания дастанов устраивались вечера, не обходились без бахши свадьбы и торжества.
Во время исполнения бахши подбирал слова, надлежащие каждой сцене дастана, сопровождая их соответствующими действиями. Захватывая интерес слушателей, он сам входил в раж. Талантливые бахши могли исполнять дастаны на протяжении двух-трех ночей, а порой и месяцами.
"Например, Шерназар Бердиназар углы мог исполнять дастан в течение 7 ночей. Объем некоторых дастанов требовал непрерывного исполнения в течение двух-трех ночей. Как правило, бахши останавливался на самом интересном месте и делал паузу, что еще больше усиливало интерес слушателей. На такие вечера могли приходить два, три бахши", — уточнил Рамазонов.
По его словам, в таких случаях между бахши завязывались состязания: проверялись талант, красноречие и мастерство игры на музыкальных инструментах. Слушатели оценивали их, и бахши, не получивший аплодисментов публики, покидал круг.
Где можно изучить искусство бахши?
Как отмечается, для изучения искусства бахши в Узбекистане в первую очередь необходимо обратить внимание на традицию "наставник и ученик". Важно обучаться у признанных народом наставников-бахши.
Глубокое изучение этого искусства возможно через классы и кружки бахши, организованные в следующих местах:
детские музыкальные и художественные школы;
специализированные художественные школы.
"В этих кружках, наряду с теоретическими основами искусства бахши, проводятся и практические занятия. Для желающих овладеть искусством бахши на профессиональном уровне предоставлена возможность обучения на специализированных направлениях высших учебных заведений. Кроме того, в нашей республике действует Центр искусства бахши, ориентированный на развитие этого искусства. Через эти учреждения можно получить обширные знания и навыки в области искусства бахши", — сказал специалист.
По его словам, возможно также самостоятельное изучение искусства бахши. Например, через книги, учебные пособия и руководства или с помощью проектов по цифровизации творческого наследия народных бахши.