ТАШКЕНТ, 1 июн — Sputnik. Принятие закона “О рекламе” в новой редакции, который на днях рассмотрели депутаты Закпалаты узбекского парламента, нанесёт невосполнимый урон финансовой стабильности всего медиарынка страны, считают в Общественном фонде поддержки и развития национальных массмедиа.
По мнению организации, из-за принятия документа в том виде, в котором его на данный момент обсуждают в Законодательной палате, теле- и радиоканалы потеряют миллиарды сумов общегодовых доходов.
В частности, проектом, который в первом чтение одобрили 98,4 процента депутатов, предлагается установить запрет на размещение повторной рекламы товара в одном блоке. В фонде обращают внимание на тот факт, что подобная практика используют во всём мире, и чаще всего к ней прибегают крупные международные рекламодатели (инвесторы).
К международному опыту там апеллируют и в случае установления объема рекламного времени. В законе предлагается ограничить его пятнадцатью процентами от одного эфирного часа и десятью процентами всего суточного эфира.
В Фонде отмечают, что в таких странах, как США, Япония и Южная Корея ограничения отсутствуют вовсе. В странах же ЕС, ЦА, а также Индонезии, Азербайджане, Беларуси, реклама не должна превышать 20–25 процентов суточного эфирного времени.
“Важно, чтобы в законе были чётко определены сферы его влияния. Например, в предвыборный период СМИ будут вынуждены размещать в эфире и на своих страницах агитационные и иные рекламные материалы кандидатов. В этом случае они не должны учитываться в общем объёме эфирного времени, выделяемого на рекламу”, - говорится в официальном заявлении фонда.
Специалисты фонда полагают, что в теле- и радиопередачах длительностью 30 минут редакциям нужно позволить размещать пятиминутный рекламный блок, а не трехминутный, как установлено в проекте.
Также, учитывая социальную значимость отдельных товаров и услуг, в организации призвали “более тщательно изучить” необходимость запрета на рекламу медицинских средств личной гигиены, медицинских услуг, а также таких продуктов питания для детей, как каши, замещающие грудное вскармливание.
Обратили внимание в фонде и на печатные СМИ, которые и так сегодня с трудом привлекают рекламодателей. От ограничения объёма рекламы их деятельность серьезно пострадает, уверены здесь.
“Таким образом, складывается ситуация, когда спрос на размещение рекламы в Узбекистане гораздо выше имеющегося на рынке предложения национальных теле- и радиоканалов. В результате чего рекламодатели искусственно выталкиваются на иностранные телеканалы и иностранные интернет-платформы, доходы которых зачастую не попадают в экономику Узбекистана и не являются налогооблагаемыми в нашей стране”, - следует из заявления.
Инициатором и разработчиком данного законопроекта выступил Антимонопольный комитет, куда, как следует из заявления, в марте фонд предоставил свои предложения и рекомендации, нацеленные на недопущение негативных последствий от его принятия. Однако они так и не нашли своего отражения в проекте, представленном на рассмотрение.
Фонд считает, что к обсуждению и дальнейшей доработке проекта закона “О рекламе” в новой редакции парламенту необходимо привлечь все заинтересованные стороны, в первую очередь СМИ.