ТАШКЕНТ, 23 авг – Sputnik. Халид Нур, член делегации переговорщиков правительства Гани, находящийся сейчас в Исламабаде, сын одного из лидеров афганских таджиков и руководителя "Исламской партии Афганистана" Аты Мохаммада Нура, рассказал в интервью Sputnik Афганистан о том, что в ближайшее время будет проведено совещание лидеров севера Афганистана и об условиях, которые они выдвинут талибам* на переговорах.
- Вы же сейчас в Исламабаде, верно? Когда вернетесь в Афганистан?
- Да, верно. Решение о том, когда и на каких условиях мы вернемся, будет принято после совещания лидеров севера Афганистана. Здесь речь о двух вещах. Первое: структура режима, его инклюзивность, будут ли талибы* готовы к переговорам со всеми народами. Если нет, тогда мы начнем сопротивление. Речь о лидерах "Исламского общества Афганистана" - Ата Мохаммад Нуре, Халили, Дустуме, обо всех политических лидерах, особенно севера страны.
- Вы уже общались с талибами*, контактировали с ними?
- Талибы* обращаются к нам, но мы не ведем переговоры.
- То есть сначала вы решите между собой, что делать?
- Да.
- Когда будет проведено собрание лидеров севера?
- Мы пока работаем над этим вопросом, еще не ясно.
- Кто именно будет участвовать в совещании?
- Ата Мохаммда Нур, Дустум, Мохаккек (Мохаммад Мохаккек - Лидер Партии исламского единства народа Афганистана), Конуни (Мухаммад Юнус Конуни – бывший вице-президент Афганистана), Халили (Мохаммад Карим Халили - бывший вице-президент ИРА), Ахмад Зия Масуд (бывший вице-президент ИРА), Салахуддин Раббани. Мы хотим, чтобы оно было представительным.
- В Кабуле действует совет по мирной передаче власти талибам*, в него входят Карзай, Абдулла и Хекматияр. Вы с ними контактируете?
- Мы сначала решим между собой, будем мы воевать или будем вести переговоры. То есть мы не говорим, что выбираем один путь. Во-вторых, мы начнем переговоры с талибами*. Мы никогда не были против мирных переговоров и политического урегулирования. Двери переговоров с нашей стороны открыты. Если талибы* действительно хотят закончить войну и сформировать инклюзивное правительство. Мы же не знаем, что талибы* имеют в виду под инклюзивностью. В нашем понимании, инклюзивное правительство – это правительство, в котором принимают участие все народы Афганистана. Это не значит, что один народ правит, другие народы – гости. Мы никогда это не примем. Мы согласны лишь разделить власть. Второй момент – что это будет за режим? Если будут выборы, то мы примем его, если нет – не примем. Мы за децентрализованное государство, которое примет все общество. У нас был негативный опыт централизованного государства. Кроме того, важно также учесть права женщин, свободу слова и права человека. Карзай, Абдулла и Хекматияр – уважаемые люди, но они не представляют все общество. Есть лидеры таджиков, узбеков и т.д., которые также должны принимать участие в переговорах. Мы пока не знаем, что они обсудили. Посмотрим. Если талибы* не примут наши требования о формировании реального инклюзивного правительства, мы готовы к новой борьбе, новому сопротивлению.
- Однако талибы* контролируют всю территорию, кроме Панджшера. Куда вы вернетесь и где будете устраивать сопротивление?
- Если талибы* не проявят гибкость, и мы будем вынуждены начать сопротивление, то как и раньше, когда лидеры севера начинали свое сопротивление, имея 10-20 человек, мы вернемся в свои регионы, соберем людей. Необязательно идти в Панджшер. У нас есть куда идти и где собирать людей.
Напомним, ситуация в Афганистане резко обострилась после вывода американских войск. В последние недели представители радикального движения захватывали территории и крупные города. Под контроль боевиков находится столица - Кабул, президент же страны Ашраф Гани покинул страну, "чтобы предотвратить бойню", однако он уже выступил с заявлением из ОАЭ о своем намерении вернуться в Афганистан.
* — Движение "Талибан" запрещено в РФ и других странах