Как Узбекистан формирует свой положительный имидж и на что занимает деньги, корреспонденту Sputnik объяснила доктор экономических наук Аза Мигранян.
Экономист рассказала, что в мировой практике есть прецеденты издания подобных законов о госдолге. Но чаще госдолг регулируется в рамках стратегических программ и индикативные планов развития государств.
"Узбекистан формирует свой положительный имидж, хочет внести больше ясности для инвесторов и сформировать четкие правила игры на рынках".
Республика заботится о своем имидже, который должен продемонстрировать степень устойчивости государства с точки зрения финансовой ликвидности, возможности формирования инвестиционной привлекательности проектов и понимания правил игры для всех участников рынка, особенно внешних инвесторов.
Такие законопроекты очень полезны, но нужно посмотреть, что именно будет включено в этот документ.
По данным Центрального банка, на 1 июля 2021 года совокупный внешний долг Узбекистана, то есть долг государства и частного сектора, составлял 35,9 млрд долларов — около 57% к ВВП. С начала года он вырос на 6%, или на 2 млрд долларов.
Аза Мигранян отметила, что здесь нужно принимать во внимание, что критерием устойчивости финансовой системы и ее безопасности является 60-процентный уровень госдолга к ВВП. Узбекистан приближается к этой величине, но нужно учитывать следующие моменты:
во-первых, для республики не критично превышение вышеуказанного показателя по госдолгу, если это вложения в реальный сектор экономики, который точно принесет отдачу экономике: инвестиционные вливания в производства, проекты, развитие промышленности будут оправданы;
во-вторых, безопасно для экономики государства кредитование инфраструктурных проектов, которые финансируются через внешние заимствования.
Узбекистан, как и другие страны мира, сейчас вынужден наращивать расходную часть по поддержке здравоохранения и образования для перехода на новые виды взаимодействия в рамках преодоления последствий пандемии.
Как правило, источник вливания в эти сферы идет из внешних финансовых заимствований.
В Узбекистан инвестиции поступают в основном из России, Китая, Кореи на крупные инфраструктурные проекты, например строительство АЭС в республике.
В рамках последних встреч в Москве Россия и Узбекистан договорились о совместных проектах на $3,6 млрд и подписали 28 соглашений.
Более подробные ответы на вопросы ищите в полной версии интервью с экспертом на YouTube-канале Sputnik Узбекистан >>