ТАШКЕНТ, 1 авг — Sputnik, Айгюль Тагиева. Пятое заседание совместной азербайджано-кыргызской межправкомиссии по экономическому и гуманитарному сотрудничеству состоялось в конце июля в Чолпон-Ате. Стороны обсуждали усилия по наращиванию сотрудничества не только в двустороннем формате, но и в рамках региональных проектов.
Схожий формат сотрудничества Баку развивает со всеми странами Центральной Азии: ведутся работы по наращиванию товарооборота, разрабатываются инвестиционные проекты, развиваются транспортно-логистические маршруты и создаются совместные предприятия.
Sputnik Азербайджан подробно разбирался в процессе повышения роли центральноазиатского региона во внешнеэкономической политике Баку.
Баку и Ташкент – автопром, полезные ископаемые и инвестиции
Богатый природными ресурсами, но не имеющий прямого выхода к морю Узбекистан интересен для Азербайджана в первую очередь с точки зрения совместных производственных и энергетических проектов, роста взаимных инвестиций и наращивания товарооборота.
В феврале в Ташкенте прошел первый узбекско-азербайджанский межрегиональный форум, в рамках которого стороны подписали межправительственное соглашение о создании совместного инвестиционного фонда на $500 млн. Фонд поспособствует созданию новых рабочих мест, увеличению торгового оборота и усилению производственной кооперации между двумя странами.
Также Азербайджан и Узбекистан наращивают сотрудничество в разведке и разработке полезных ископаемых.
В следующем году корпорация "Узбекнефтегаз" планирует приступить к разработке трех углеводородных месторождений в Азербайджане совместно с госнефтекомпанией SOCAR. А азербайджанский золотодобытчик AzerGold и Министерство горнодобывающей промышленности и геологии Узбекистана ранее договорились о сотрудничестве в области геологоразведочных работ и разработки месторождений золота на территории Узбекистана.
Еще одна важная сфера – автомобилестроение. В мае Баку и Ташкент подписали меморандум, направленный на расширение производства автотранспортных средств в АР. Стороны также заложили фундамент нового совместного азербайджано-узбекского автомобильного завода в Гаджигабульском промышленном квартале.
Ожидается, что завод по выпуску легковых машин общей площадью 32 тыс. кв. метров на территории 16 га построит предприятие Azermash CP совместно с АО UzAvtoSanoat. На заводе мощностью 30 тыс. автомобилей в год будет осуществляться сборка, сварка кузовов и их покраска. Инвестиции в СП, которое планируется сдать в эксплуатацию в 2025 году, составят около $51,8 млн.
Что касается транспорта, то Ташкент (как и Астана) является одним из важных участников Транскаспийского маршрута. Для более эффективного товаропотока из Узбекистана по данному маршруту сторонами сегодня обсуждается возможность создания узбекских складских помещений и контейнерных терминалов в Бакинском международном торговом порту, что позволит узбекским грузоотправителям на более выгодных условиях координировать процесс отправки товаров на мировые рынки.
Казахстан и Азербайджан – транспорт, энергетика и транзит
Сосед по Каспийскому морю и один из главных экономических партнеров Азербайджана в регионе – Казахстан – представляет для Баку интерес как с точки зрения рынка сбыта ненефтяных товаров, так и в области сотрудничества в сфере международных транспортных маршрутов (МТК).
На встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиев в Астане в апреле казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев заявил о планах довести товарооборот между двумя странами до $1 млрд.
Реализовать столь амбициозные планы, по его мнению, возможно в первую очередь благодаря раскрытию потенциала двустороннего сотрудничества в таких сферах, как энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство и логистика.
При этом цифры по торговому обороту между Азербайджаном и Казахстаном по итогам прошлого года показали значительный рост – $598,5 млн против $134,7 млн за 2021-й.
Казахстанский рынок остается одним из главных для экспорта ненефтяной продукции из Азербайджана – по итогам прошлого года поставки выросли в 2,6 раза, до $102 млн.
Растет кооперация двух стран и в транспортно-логистической сфере – в прошлом году общий объем грузоперевозок вырос почти в три раза, а транзитные грузоперевозки увеличились в 3,2 раза.
В то же время Баку и Астана, как важные транзитные узлы в регионе, сотрудничают и в рамках развития МТК. В первую очередь речь идет о Среднем коридоре (Транскаспийский маршрут/ТМТМ).
Так, в минувшем месяце Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься объединением тарифов и упрощением процессов перевозки грузов по ТМТМ, что, как ожидается, приведет к сокращению срока доставки товаров первоначально до 18, а затем до 10-15 дней (против 23-х сегодня).
Развитие инфраструктурных возможностей в рамках этого МТК важно и для роста транзитных перевозок непосредственно между двумя республиками. Так, с ноября прошлого года Астана начала транзит своей нефти через азербайджанскую территорию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Казахстанская сторона планирует поставить до конца текущего года до 6,5 млн тонн нефти, а до конца 2025-го нарастить этот объем до 15 млн тонн.
Азербайджан и Казахстан также расширяют сотрудничество в сфере телекоммуникаций – в прошлом месяце операторы двух стран подписали соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации Транскаспийской волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по дну Каспийского моря.
Строительство ВОЛС станет частью масштабного проекта "Цифровой Шелковый путь" (Digital Silk Way), предусматривающего создание нового цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией. Цель проекта – поспособствовать ускорению передачи данных между странами Центральной Азии и Европы.
По итогам его реализации, считают эксперты, Баку превратится в своего рода цифровой хаб, через который будет транспортироваться международный трафик.
Пятилетняя программа сотрудничества Баку и Бишкека
По результатам пятого заседания совместной азербайджано-кыргызской межправкомиссии в городе Чолпон-Ата в конце июля Баку и Бишкек условились проводить скоординированную работу по цифровизации ТМТМ, а также усилить меры для повышения привлекательности данного направления в целях привлечения дополнительных грузов.
Новый импульс развитию двусторонних экономических отношений Азербайджана и Кыргызстана дали взаимные визиты глав государств в прошлом году. Тогда власти обеих стран подписали десятки документов о сотрудничестве в таких сферах, как сельское хозяйство, информационные технологии, авиасообщение, антимонопольное регулирование и охрана интеллектуальной собственности.
По итогам октябрьского визита Ильхама Алиева было заявлено, что Баку и Бишкек подготовят пятилетнюю программу развития сотрудничества, которое включает активизацию взаимодействия по таким направлениям, как транспортно-логистическая сфера, информационно-коммуникационные технологии, образование, туризм, спорт.
Для стимулирования обмена инвестициями, содействия экономическому сотрудничеству между двумя странами, модернизации и развитию экономики, эффективному использованию возможностей двух стран был подписан документ о создании азербайджано-кыргызского Фонда развития.
Ожидается, что фонд со штаб-квартирой в Бишкеке будет инвестировать в приоритетные для учредителей проекты в Кыргызстане путем предоставления кредитов и займов, участия в капитале и использования иных финансовых инструментов в отношениях с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории республики.
Отметим, товарооборот между Азербайджаном и Кыргызстаном по итогам пяти месяцев текущего года показал резкий рост – $13,5 млн против $3,4 млн в январе-мае прошлого года. Это уже значительно больше, чем страны наторговали за весь 2022 год.
Кыргызстан также проявляет интерес к транспортно-логистическим проектам глобальной инициативы "Один пояс, один путь", реализующимся в том числе на территории Азербайджана.
Данная инициатива должна в конечном итоге связать азиатские и европейские рынки производства и потребления. И участие в этом проекте для Бишкека крайне важно – как с точки зрения выхода собственной продукции на мировые рынки и желания не остаться "за бортом" международной торговли, так и в контексте увеличения товарооборота с Азербайджаном.
Судя по заявлениям официальных лиц, Бишкек и Баку не собираются останавливаться на достигнутых успехах, а планируют продолжать расширять сотрудничество, в том числе и по новым направлениям.
Так, 27 июля в городе Чолпон-Ата состоялся бизнес-форум с участием свыше 60 предпринимателей и инвесторов из Азербайджана. По итогам мероприятия подписано шесть документов о сотрудничестве двух стран, в частности, меморандум о взаимопонимании между Кыргызской и Бакинской фондовыми биржами, а также соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие женского предпринимательства в обеих республиках.
Новые возможности для сотрудничества с Таджикистаном
В июле по итогам шестого заседания совместной межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Таджикистаном была достигнута договоренность сразу по двум важным направлениям. Так, стороны договорились о начале поставок азербайджанской нефти на Дангарский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в свободной экономической зоне (СЭЗ) "Дангара".
Стоит отметить, что НПЗ, мощность которого составляет 1,2 млн тонн в год, был построен в 2017 году и с тех пор простаивает – в первую очередь из-за отсутствия поставщиков рентабельной нефти.
Ожидается, что после начала поставок азербайджанского сырья в Таджикистане стартует производство горюче-смазочных материалов (ГСМ), что поспособствует наращиванию собственного производства в республике и снижению зависимости страны от импорта.
Напомним, в минувшем году Таджикистан закупил за границей рекордный объем ГСМ – 853 тыс. тонн, в то время как в стране было произведено всего 12 тыс. тонн нефтепродуктов.
В свою очередь, на основе взаимовыгодной кооперации после начала экспорта нефти Азербайджан на льготных условиях сможет импортировать готовую продукцию НПЗ.
Другим важным соглашением стал документ о выделении Азербайджаном инвестиций на реконструкцию завода компании TALCO.
Производство алюминия – это своего рода визитная карточка промышленности Таджикистана – не отличалось стабильностью. В 2021 году выработка сократилась на 28%, а в 2022-м немного выросла – на 2,5%. Всего в прошлом году на заводе TALCO было произведено 62 тыс. тонн алюминия, тогда как проектная мощность предприятия составляет 517 тыс. тонн.
Главной причиной снижения производства называется отсутствие необходимых инвестиций и сырья. Ожидается, что вложения Азербайджана в крупнейший промышленный объект Таджикистана станут важным шагом на пути индустриализации экономики страны.
Кроме того, стоит отметить, что Баку и Душанбе недавно договорились о поставках алюминия, криолита и фторида алюминия из Таджикистана в Азербайджан и о поставках азербайджанского глинозема в обратном направлении.
Тут важно добавить, что дефицит глинозема в Таджикистане, который является важным компонентом в производстве алюминия, стал причиной снижения выработки этого вида металла, и поставки из Азербайджана придутся как нельзя кстати.
Сейчас товарооборот двух стран находится на достаточно низком уровне и даже продолжает снижаться. В январе-мае 2023 года стороны наторговали всего на $1,3 млн (против $2,4 млн за тот же период 2022-го).
Туркменистан – сосед по морю и партнер по энергоресурсам
Несомненно, одним из важнейших экономических партнеров Азербайджана в Центральной Азии является Туркменистан. Страны объединяют не только проходящие через Каспийское море транспортные маршруты, но и совместное углеводородное месторождение.
В январе 2021 года страны подписали историческое соглашение о совместной разведке, разработке и освоении углеводородного месторождения на Каспийском море, названного впоследствии "Достлуг" ("Дружба"). Его оценочные запасы составляют 60 млн тонн нефти и 100 млрд куб.м газа. Доля Туркменистана в его разработке составляет 70%, Азербайджана – 30%.
В то же время для начала разработки и добычи необходимо решить вопрос с инфраструктурой поставок сырья. Для того чтобы диверсифицировать экспортные возможности Туркменистана и отправлять газ на европейский рынок, Баку и Ашхабад несколько лет рассматривают возможность строительства Транскаспийского газопровода, который на территории Азербайджана был бы подключен к инфраструктуре экспорта "голубого топлива" в европейском направлении.
Однако проект пока не вызывает интереса международных компаний и инвесторов, из-за чего разработка богатого месторождения "Достлуг" также откладывается на неопределенный срок. Главная причина этого, по мнению экспертного сообщества, кроется в жесткой политике Запада по декарбонизации, согласно которой многие европейские правительства и эко-организации призывают отказаться от инвестиций в разработку новых углеводородных залежей.
Пока Баку и Ашхабад ищут инвесторов для этих проектов, сотрудничество стран не стоит на месте – стороны активно наращивают взаимодействие в транспортно-логистической, торговой и инвестиционной сферах.
Так, товарооборот стран по итогам января-мая вырос почти в четыре раза к показателю аналогичного периода прошлого года, а контейнерные перевозки между туркменским портом Туркменбаши и азербайджанским портом Алят выросли в 2,9 раза – до 2362 TEU (ДФЭ).
При этом из указанного объема поставок на транзитные перевозки пришелся 41%, на поставки в Туркменистан – 25%, в Азербайджан – 34%.
Баку и Ашхабад также обсуждают вопрос совместного судостроения – с целью налаживания кооперации в этой сфере руководство Бакинского судостроительного завода посетило в марте с рабочим визитом завод "Балкан" в Туркменбаши.
Баку – окно Центральной Азии на мировые рынки
Сегодня благодаря экономическим проектам со странами Центральной Азии Азербайджан усиливает свою роль надежного партнера в регионе.
Занимая те ниши в экономиках центральноазиатских стран, которые могут принести дивиденды, Баку фактически осваивает новую для себя роль инвестора.
Транзит товаров из Центральной Азии на мировые рынки через территорию Азербайджана превращает страну в важный хаб глобальных транспортно-логистических маршрутов. Для этого "превращения" Баку необходимо выстроить крепкие политико-экономические отношения со странами региона, считает экономист Натик Джафарли.
"За последние годы отношения между Азербайджаном и центральноазиатскими республиками развиваются нарастающими темпами в экономической, политической и общественно-культурной сферах. Растут и двусторонние отношения, и уровень кооперации в рамках Организации тюркских государств. Это, конечно же, позитивный фактор для Азербайджана в плане усиления позиций, учитывая географическое положение страны", – рассказал Джафарли Sputnik Азербайджан.
Трансформация республик в логистический центр региона важна именно сейчас, считает экономист, так как, учитывая нынешнюю геополитическую напряженность во всем мире, восточные страны, такие как Китай и Индия, ищут безопасный и более выгодный вариант доставки грузов в Европу и в обратном направлении.
"Раньше большая часть таких грузоперевозок проходила через Россию. Сейчас российский маршрут стал сложным, потому что многие компании не хотят страховать грузоперевозки, учитывая действующие санкции. А это отталкивающе действует на китайских и западных производителей", – считает Джафарли.
Кроме того, отметил эксперт, надо учитывать, что центральноазиатские республики, помимо всего остального, представляют интерес для Азербайджана и с точки зрения рынка сбыта.
"Страны Центральной Азии – огромный рынок потребления с населением почти 60-65 млн человек, а для Азербайджана это является альтернативным рынком сбыта своей продукции или же импорта из этих стран более дешевой продукции, чем из других государств", – рассказал собеседник агентства.
По словам специалиста, укрепление взаимоотношений между Азербайджаном и странами Центральной Азии взаимовыгодно, что усиливает политическое влияние Баку на этот регион. Эксперт отмечает, что Азербайджан и сейчас "очень хорошо" воспринимается в центральноазиатских республиках, а в будущем может еще больше укрепить свою роль связующего звена между Востоком и Западом.