Прочь, бумажки: новая среда виртуального общения государства и общества
Анна Желиховская
Корреспондент
В Ташкенте прошел II Международный юридический форум Tashkent Law Spring. Одна из главных тем — цифровизация системы правовой политики Узбекистана и поэтапный отказ от бумажных документов. Еще одна задача — упрощение формулировок законодательных актов.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТАШКЕНТ, 23 апр — Sputnik. Второй Международный правовой форум прошел под девизом "Право 4.0" — видение юридических аспектов в условиях четвертой промышленной революции. Министр юстиции Узбекистана Русланбек Давлатов отметил, что достижения научно-технического прогресса затронули практически все сферы современной жизни, включая законотворчество. В частности, в Узбекистане создана Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов. Только в 2020 году через нее в электронной форме согласовано более тысячи проектов.
По словам главы Минюста, новая система e-решений позволяет все акты органов государственной власти на местах полностью принимать через электронную платформу с момента их фиксирования, визирования, принятия и опубликования для широкой общественности. По мнению спикеров, цифровые платформы сегодня формируют новую среду виртуального общения государства и общества. В Минюсте отметили, что в Узбекистане наиболее удобная форма диалога власти с населением — мобильные приложения.
"Уже многие наблюдатели дают оценку принимаемым решениям, и соответственно этот процесс позволяет нам улучшить качество принимаемых актов на местном уровне. В данном направлении мы активно продвигаем Кашкадарьинскую область, Ташкентскую, Сурхандарьинскую. Это пилотный проект. Но к концу года все регионы и районы будут принимать свои акты именно посредством данной системы. Кроме этого, Минюст разрабатывает новую платформу — виртуальную юстицию, которая включит в себя всю базу данных органов Минюста, а также госуслуг".
Русланбек Давлатов.
Министр юстиции Узбекистана
По его словам, уже внедрена новая стратегия работы со средствами массовой информации и общественностью через социальные сети, включая вопросы поддержания постоянной обратной связи с журналистами и блогерами.
Кроме того, с текущего года при Минюсте начал функционировать информационный центр для подготовки мультимедийных материалов.
"Это уникальная практика: у нас своя студия, мы снимаем свои передачи, ролики, ток-шоу. Посредством этой инфраструктуры мы доносим до населения новые инициативы в сфере государственной правовой политики. Также мы внедряем систему HR-менеджмента, которая включает Единую электронную базу, информацию о кадрах, автоматизацию всего кадрового делопроизводства. Мы решили для себя, что не будет ни одного бумажного движения внутри системы юстиции, все будет в электронном виде. Рапорты, объяснительные, заявления, ответы, приказы и т. д. — все будет в виде электронного документа", — подчеркнул министр.
Русланбек Давлетов добавил, что цифровизация системы происходит и в структурных организациях. Так, например, в Агентстве государственных услуг также активно внедряются современные цифровые технологии. Недавно завершился перевод в электронный вид всего архива ЗАГСа. Это позволит сократить время обслуживания населения в 10 раз — с недели до нескольких часов.
"То же происходит и в Агентстве по интеллектуальной собственности: все взаимоотношения с правообладателями полностью электронизированы. Главной задача — сделать ведомство максимально открытым, прозрачным, доступным и удобным для граждан и бизнеса. Необходима адекватная ответная реакция на происходящие процессы, в том числе в сфере правового регулирования", — пояснил министр.
Помимо этого, необходим надлежащий механизм защиты прав и интересов граждан в условиях цифровой реальности. Речь идет, прежде всего, о персональных данных, борьбе с интернет-мошенничеством, которое быстро набирает обороты. Остро стоит вопрос разработки способов защиты от манипуляций в глобальной Сети, создания модели управления Интернетом, обеспечения равного доступа каждого к информации и информационным технологиям, повышения цифровой культуры пользователей.
"Развитие нормативной основы относительно цифровой реальности возможно исключительно на должной научно-правовой основе, но при этом приходится констатировать правовой вакуум в отношении целых пластов цифровой сферы — это искусственный интеллект, криптовалюта, смарт-контракт, большие данные. Надеюсь, подобные мероприятия, как Международный юридический форум, позволят сообща найти ответы на самые злободневные вопросы современной повестки дня", — заключил министр юстиции Узбекистана.
Опытом внедрения цифровых технологий также поделился его российский коллега Константин Чуйченко. По его словам, новые технологии должны изменить в лучшую сторону ситуацию с оказанием бесплатной юридической помощи. Так, в России ведется работа по созданию специального информационного ресурса. Услугами портала сможет воспользоваться гражданин РФ при возникновении у него правового вопроса или жизненной ситуации, требующей юридического сопровождения.
"Минюст России сформулировал два основных направления, которые задают тон всей работе: это цифровая трансформация правовой системы и клиентоцентричность, т. е. ориентированность на человека и удобство при получении государственных услуг при использовании юридических сервисов. В 2020 году Минюстом РФ уже разработана система, которая позволяет проводить с применением технологии искусственного интеллекта анализ нормативно-правовых актов, поступающих на регистрацию и правовую экспертизу".
Константин Чуйченко
Министр юстиции РФ
По словам Чуйченко, система проходит тестирование и будет введена в промышленную эксплуатацию в текущем году. Такая работа — один из необходимых элементов выстраивания и полномасштабного межгосударственного электронного взаимодействия в правовой сфере.
"Мы постоянно работаем над модернизацией международной правовой базы в сфере юстиции. Уверен, что наши коллеги из соседних государств с интересом воспримут информацию о том, что в ближайшее время Россия выйдет на долгожданную ратификацию Кишиневской конвенции о правовой помощи на пространстве СНГ. Конвенция позволяет компетентным органам эффективно сотрудничать в интересах граждан наших государств", — уверен Чуйченко.
Он добавил, что важно продвинуться и в решении уже давно стоящих на повестке дня вопросов передачи осужденных лиц для отбывания наказания в странах своего гражданства.