ТАШКЕНТ, 3 июн — Sputnik. Узбекская махалля покоряет биеннале в Венеции, так отозвались о национальном стенде республики представители масс-медиа, освещающие масштабное культурное событие. Об этом в своем Telegram-канале рассказала зампредседателя Совета Фонда развития культуры и искусства Саида Мирзиёева.
В качестве дебютного проекта на биеннале Узбекистан выбрал то, что наиболее концентрированно и ярко отражает особенность традиционного уклада. Махалля — не только типичный узбекский квартал, но и знаковая социокультурная модель, которая может быть интересна другим регионам, — написала корреспондент канала Euronews Марта Брамбилла.
Куратор проекта Кристоф Гантенбайн признался: "Благодаря махалле мы узнали, что жизнь и архитектура идут рука об руку. Архитектура сама по себе — ничто, а жизнь нуждается в обрамлении, ей нужны убежище, каркас".
Президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто также не скрывает восторга перед экспозицией Узбекистана: "Я считаю, что это сильный подход — учиться на примерах прошлого, чтобы строить настоящее и будущее. Проект прекрасен: такой тип архитектуры пронизан человеческим видением. Он действительно рассказывает нам об особенностях образа жизни и в плане жилья как такового, и в плане уклада местных сообществ. Считаю, что проект актуален с точки зрения текущего временного момента, и с точки зрения целей биеннале".
Журналист "New York Times", отвечая на вопрос "Как пандемия изменила архитектуру и как архитектура реагирует?", в качестве примера приводит махаллю. Она, по мнению автора, может стать достойной альтернативой "универсальной глобальной архитектуре" и своего рода лекарством против "анонимного одиночества граждан" — бича современного общества во многих развитых странах.
Напомним, Узбекистан впервые представил свой национальный павильон "Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь". Посредством этой экспозиции авторы постарались открыть для всех большое любящее сердце народа Узбекистана, его обычаи, традиции и культуру во временной перспективе.