Треть населения Узбекистана занимается малым и средним бизнесом и в некоторых отраслях народного хозяйства производится от 27 до 99% от общего объема товаров и услуг. По словам генерального директора компании Orient Swiss Tashkent Аскарбека Алшанбаева, в Узбекистане доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет более 50% и находится на уровне показателей развитых государств.
Как отметили специалисты, это значительно выше чем в Казахстане (25,6%) и России (20%). Благодаря цифровизации, выходу на международные рынки и расширению доступа покупателей к продукции узбекских производителей объемы продаж могут вырасти в разы.
В связи с этим в Узбекистане запускается цифровизации МСП (малое и среднее предпринимательство), а также экспорт их продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья через торговую международную платформу Zoodmall — главного инициатора проекта. Его цель - прямой экспорт продукции местного малого и среднего бизнеса через онлайн торговые площадки в страны СНГ, Ближнего Востока (далее Европы и США). Инициативу поддержали Почта Узбекистана, Ассоциация электронной коммерции, MyUZcard, Международный торговый центр (ITC) при ВТО и ООН и Агентство по продвижению экспорта Министерства инвестиций и внешней торговли.
Так, по словам участников встречи, в Узбекистане уже создана вся необходимая базовая инфраструктура: логистика, инструменты оплаты, торговые платформы для успешной организации B2C (бизнес для потребителя) экспорта товаров, т.е. продажи товаров или услуг в розницу напрямую покупателю.
"В Узбекистане мы работаем уже четыре года. За это время удалось добиться более 7 млн скачиваний нашего приложения во всех странах, где мы работаем, более 1 млн активных клиентов и более 14 млн доставленных посылок. На нашей платформе сейчас находятся свыше 30 тысяч продавцов. Мы видим, что в Узбекистане много качественных организованных предпринимательских команд, которым хотим предложить новое направление в торговле", - рассказал Аскарбек Алшанбаев.
Прежде всего речь идет о цифровизации и доступе к шести неосвоенным рынкам – это Азербайджан, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, которые эксперты платформы хорошо знают и понимают, что именно там будет наиболее востребовано. Теперь в приложении торговой площадки появится категория "узбекские товары".
Для обеспечения надежного процесса логистики ZoodMall совместно с Почтой Узбекистана предоставят специальные тарифы на доставку и окажут поддержку малым и средним предприятиям в организации отправки товаров в офисах почты по всей стране.
"В рамках этого проекта предприниматели так же могут воспользоваться особым тарифом Почты Узбекистана, для отправки своей продукции на экспорт. Экспортерам предоставляется 50% скидки от тарифа за пересылку товаров на экспорт в почтовых отправлениях. И данной возможностью малые предприятия могут воспользоваться, отправив товар на экспорт в любом отделении почты по всему Узбекистану, включая самые отдаленные районы", - рассказал директор по финансам Почты Узбекистана Рустам Дадамухаммедов.
По словам Аскарбека Алшанбаева, уже в августе будут определены 50 пилотных партнёров, составлен список самых продаваемых товаров и подписаны договоры. Затем планируется открытие онлайн-магазина партнеров, цифровизация и размещение переведённого на восемь языков каталога продукции. Специалисты торговой площадки также займутся обучением всех желающих предпринимателей тому, как организовать экспорт своей продукции.
А уже в конце сентября наряду с определением тестовых стран для экспорта будет запущена продажа с участием пилотных МСБ. По словам Алшанбаева, торговая платформа с 2021 по 2023 годы инвестирует в проект 10 млн долларов. Ожидается, что ключевые показатели эффективности проекта за этот период составят минимум 5,3 млн заказов на сумму 1,6 млрд сумов.