В Брюсселе 26 октября обсудили перспективы взаимодействия глава мисси Узбекистана при НАТО Дильер Хаким и зампомощника генсека альянса по вопросам политики и безопасности, спецпредставитель по Центральной Азии и Кавказу Хавьер Коломин. Собеседники рассмотрели сотрудничество в рамках натовской программы "Партнерство во имя мира", и другие точки соприкосновения. При этом узбекская сторона отметила, что видит в НАТО важного партнера в противостоянии современным угрозам безопасности, вопросах, представляющих взаимный интерес, и приветствует расширение сотрудничества. Кроме того, Дильер Хаким рассказал о реформах Вооруженных сил Узбекистана, повышении профессиональных знаний и навыков, психологической готовности военнослужащих.
И все же, активизация контактов в Брюсселе может быть связана исключительно с продолжением поиска Соединенными Штатами новой точки базирования своей боевой авиации в регионе. Несмотря на официальное утверждение Ташкента о невозможности размещения американских военных баз на узбекской территории, интрига сохраняется, торг уместен. Слишком уж удобен для Пентагона и НАТО внеблоковый Узбекистан, расположенный по соседству с Афганистаном и странами ОДКБ. Такая география дорогого стоит, а важнейшие и окончательные геополитические решения в Ташкенте принимаются все же не на уровне МИД или Минобороны президентской республики.
Узбекистан, как и многие постсоветские республики, партнерстввет с НАТО "во имя мира" с 1990-х годов – участвует в консультациях, обменах делегациями, и даже в совместных маневрах войск на территории США. И все же, в течение 20 минувших лет узбекские военнослужащие не "помогали" Пентагону в Афганистане – с оружием в руках, как грузинские, украинские и другие. Напротив, ближе к финишу бесславной афганской миссии США Ташкент начал успешно налаживать конструктивные связи с "политическим офисом" талибов, продвигать узбекско-афганские экономические проекты сотрудничества. Сегодня сложно представить гармоничное развитие отношений Ташкента с Пентагоном и "Талибаном"* одновременно, а что будет завтра?
Немонолитные позиции
Тезис о возможном возвращении Ташкента в Организацию договора о коллективной безопасности остается актуальным, но суть не в этом. Внеблоковый Узбекистан находится в регионе ответственности ОДКБ, конструктивно развивает отношения с ближайшими соседями и с Россией, включая области военного и военно-технического сотрудничества.
Ранее узбекские войска участвовали в совместных учениях ШОС и ОДКБ. Ташкент не может не учитывать позицию соседей, которые 15 сентября консолидировано заявили о неразмещении на территории стран ОДКБ находившихся в Афганистане объектов военной инфраструктуры США и НАТО, а также афганских коллаборационистов.
Заметим, Москва не навязывает соседям свои рекомендации, но совершенно не заинтересована в центрально-азиатских локациях Пентагона. Главный российский аргумент: страна, с территории которой будут наноситься удары по террористам в Афганистане, сама автоматически станет мишенью для "Исламского государства"*, "Аль-Каиды"* и других террористических организаций.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров 27 октября на встрече стран-соседей Афганистана в Тегеране еще раз призвал "не допустить военного присутствия на своей территории сил США и НАТО, которые планируют переместиться туда после ухода с афганской земли". Афганцы сегодня более всего нуждаются в гуманитарной помощи, а не в новых бомбардировках.
И все же позиции региональных соседей не монолитны. Исламабад колеблется, 22 октября появилась информация о продвинутых переговорах относительно использования ВВС США – не территории – "воздушного пространства Пакистана". Для контроля ситуации в регионе (разведки) и проведения военных операций в Афганистане. Будто бы Пентагону не хватило операционной активности двадцати минувших лет.
Ташкенту американцы также могут предложить удобные и безупречные формулировки типа "совместного контртеррористического центра", а также значительную финансовую помощь и весомые преференции в разных областях. Основание для взаимовыгодного сотрудничества двух суверенных стран на афганском направлении найти несложно.
К примеру, в последние дни Пентагон активно эксплуатирует тему проведения в ближайшие месяцы "внешних операций" вооруженными отрядами ИГ* и "Аль-Каиды"*. Немецкая разведка BND 28 октября также предупредила об угрозе проникновения боевиков из Афганистана в Европу. Совместная борьба с наркотрафиком, помощь в укреплении границ – одно из самых популярных направлений сотрудничества США и НАТО со странами Центральной Азии.
Оперативная обстановка
У границ Узбекистана в конце октября появилась новая антиталибская группировка "Борцы за свободу Балха\Древней Бактрии", которая присягнула на верность лидеру Фронта национального сопротивления Ахмаду Масуду – младшему, и может проецировать свои интересы и военную активность (логистика, финансы, кадры) на сопредельную узбекскую территорию (дестабилизация). Борьба за свободу в "Древней Бактрии" традиционно выходит боком сопредельным странам Центральной Азии.
Существующие угрозы национальной безопасности Узбекистана исходят исключительно из Афганистана, и растущая активность боевиков десятков террористических организаций – серьезное основание для взаимодействия со всеми здоровыми силами в регионе. Свежий пример – мигрирующие террористы "Исламского государства"* 26 октября устроили бойню в Ираке: 15 погибших и 17 раненных.
Однако надо помнить об истоках терроризма: "призывными ресурсами" ИГ* стали арабы-сунниты, потерявшие господствующее положение после американского вторжения в Ирак в 2003 году. Пентагон и терроризм неразрывно связаны, даже после подписания мирных соглашений. Прочный мир можно и нужно строить без привлечения ВВС США.
В столице Катара 28 октября представители и послы 14 стран встретились с временным министром иностранных дел Афганистана Амиром Ханом Муттаки. Переговоры были посвящены разблокировке финансовых резервов Афганистана в США и признанию "Исламского Эмирата". Международное сообщество обещает помочь.
Сегодня важнее всего создать афганцам нормальные условия жизни (инклюзивное правительство), купировать миграционные потоки – лишь в этом случае террористы из Афганистана не смогут проникнуть под видом беженцев в сопредельные страны и далее. Пентагон – не помощник, а разрушитель. Размещение военной инфраструктуры США или НАТО вблизи Афганистана категорически неприемлемо для всех стран Центральной и Южной Азии.
Вашингтон не оставит надежд на укрепление стратегического партнерства с Узбекистаном в форме военных проектов или объектов – региональный выбор слишком ограничен. Полагаю, представители CENTCOM США еще не раз появятся в Ташкенте, однако влияние американцев на ситуацию в горячем регионе будет неуклонно снижаться. Ведь после неудач Пентагона в Афганистане и Ираке "будут новые войны и поражения" – это заявление президента Сирии Башара Асада, к которому стоит прислушаться.
Для укрепления оборонного и гуманитарного потенциала стран Центральной Азии вполне достаточно ресурсов стран ШОС и ОДКБ, за которыми не маячат дымящиеся развалины Ирака, Афганистана, Ливии, Югославии, Вьетнама, Северной Кореи, а также японских городов Хиросимы и Нагасаки.
*- радиальное движение, запрещенное в России и ряде других стран
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram https://t.me/AKhrolenko