"Ночами плакала": Дилбар Далимова о создании узбекской вакцины — видео
За какие заслуги биотехнолог Дилбар Далимовой получила орден и премию Scopus Award и сложно ли женщине достигать научных высот — в материале.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТАШКЕНТ, 17 фев — Sputnik. Дилбар Далимова — заведующая лабораторией биотехнологии Центра передовых технологий при Министерстве инновационного развития, исследователь, обладатель государственного ордена за самоотверженность в борьбе с пандемией коронавируса.
О достижениях ученого, проектах, пути к мировому признанию и сотрудничестве с российскими коллегами – в видео
Sputnik.
О сложности выбора профессии
Наша героиня родом из семьи, тесно связанной с научным миром. Ее отец работал в институте общей и неорганической химии Академии наук. Выйдя замуж, Дилбар попала в настоящую плеяду ученых. Дедушка ее мужа был первым автором Узбекистана, который написал учебник по географии. Братья мужа – деверя – были врачами, причем один из них занимал посты проректора ТашМИ и САМПИ.
Женщина рассказала, что отец дал ей не много вариантов направлений для обучения. Он сказал: "Дочка, хочешь быть врачом, иди в медицинский, биологом – на биофак".
Поскольку в качестве врача Дилбар себя совсем не видела, выбрала второй сценарий. Окончила Национальный Университет Узбекистана, биолого-почвенный факультет по специальности "биотехнолог".
"После окончания Университета я не сразу пошла по пути исследователя, сначала работала на производстве микробиологом, химиком-технологом", – вспоминает она.
Но авторитет отца, его призывы, наставления, сыграли свою роль, и дочь начала писать кандидатскую диссертацию по генетическим заболеваниям, параллельно преподавала в Национальном университете Узбекистана.
"Вокруг меня образовался круг интересных людей, страстно влюбленных в науку, увлеченных своими идеями. Они все время хотели двигаться вперед. Такое рвение, оказалось заразным", – поделилась Далимова.
Как стать ученым года, оставаясь женщиной
Дилбар Далимова целиком погрузилась в мир науки. В школьные годы биология как дисциплина была для нее скучной. И только, глубоко погрузившись в предмет, исследователь поняла, как много интересного и удивительного в этой науке.
Однако, как признается ученый, на этом пути было много сложностей. И одна из них связана с особенностями местного менталитета. Какой бы высокий пост ни занимала женщина, в первую очередь, она мать, жена и невестка.
"У нас традиционная семья. И с меня никто не снимал женских обязанностей – содержать дом в чистоте, уюте, готовить для семьи и растить детей. Конечно, это непросто, когда пытаешься заниматься научной деятельностью. Но возможно. Главное – сильное желание и стремление", – убеждена Далимова.
Несколько лет она посвятила генетике. Изучала родовую предрасположенность к заболеванию, влияние лекарств на организм разных людей, генетические особенности популяции. По результатам этих исследований, в частности, происхождению узбекской нации были опубликованы научные статьи в таких авторитетных журналах, как Genome Research, PLoS Genetics, Central Asian Journal of Global Health, Scientific Reports, Nature ecology and evolution.
По словам Далимовой, чем выше авторитетность научного журнала, в котором выходит публикация, тем выше и рейтинг самого ученого. Большой победой стало то, что статьи опубликовали в журнале Nature. Он является вершиной айсберга всех научных изданий. И это, конечно, стало толчком к тому, что в 2019 году ей была присуждена премия по итогам научных публикаций как лучшему ученому года.
Стоит отметить, что журнал Natureбританского издательства Nature Publishing Group является одним из самых авторитетных научных журналов в сфере биологии и медицины.
Дилбар признается, что премия стала для нее полной неожиданностью.
"Когда меня пригласили на церемонию вручения премии, я даже не подозревала, что буду в числе победителей. Такие премии – это признание длительной работы. К примеру, статья вышла по итогам кропотливого пятилетнего труда, исследований по генетике, врожденным заболеваниям", – пояснила она.
Ночами я плакала от бессилия, а утром начинала все заново
Когда Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса в 2020 году, перед Центром передовых технологий встала задача – разработать тест-системы на COVID-19.
"Проблема была в том, что подобное мы делали впервые, причем, занимались разработкой тест-систем вплоть до налаживания массового производства. Это крайне сложно", – поясняет заведующая лабораторией биотехнологии.
Она вспоминает, насколько тяжелой была сложившаяся ситуация. Пандемия пришла неожиданно, лаборатории не были готовы, Объявили локдаун, в центре остались лишь 12-15 сотрудников. Их поселили в гостинице рядом с центром и никуда не выпускали.
"Сутками 2 месяца мы находились здесь. Трудно было и физически, и морально. Что это за вирус? Как себя с ним вести? Испытали целую гамму эмоций – страх, беспокойство, отчаяние", – рассказывает ученый.
К отечественному продукту предъявляют повышенные требования. Ни один импортный тест так не проверяли, как узбекистанский. Он проходил испытания в пяти лабораториях. И по результатам независимой проверки разработчики получили ответ, что тесты корректно работают и не уступают зарубежным аналогам.
На вопрос, что вы почувствовали, когда ваш труд был признан и оценен, Далимова отвечает: "Радость, придавленную усталостью".
"Бывали дни, когда просто ничего не получалось, не было результата. Я человек, который редко плачет. Но иногда я сидела ночами в лаборатории и плакала от бессилия. А утром мы начинали все заново", – вспоминает она.
Истинную гордость за свой труд и важность команды, сплоченности Дилбар испытала позже.
"Однажды утром мы увидели во дворе рядом с производственным участком огромные машины. Они всю ночь стояли в ожидании партии тест-систем, чтобы доставить их в отдаленные регионы. Вот именно тогда я поняла, насколько людям важен качественный результат нашего труда", – поделилась Далимова.
Спустя несколько месяцев ученая получила государственный орден "Саломатлик" 2 степени за самоотверженность в борьбе с пандемией коронавируса
Вакцина – это не гарантия против заболевания, но гарантия против смерти
Дилбар Далимова принимает активное участие в работе над вакцинами против коронавируса сразу в двух направлениях. Это клинические испытания третьей фазы узбекско-китайской вакцины и разработка отечественной вакцины нового поколения.
Биотехнолог и исследователь называет себя ярым защитником вакцинации. И на это у нее есть веские причины.
"Коронавирус отнял жизнь у обоих моих родителей. Я не смогла им помочь. После этого поставила перед собой цель – сделать все, что возможно, чтобы донести до людей жизненную необходимость вакцинации", – отметила женщина.
В лаборатории в Центре передовых технологий она и ее сотрудники выясняют, какой штамм сейчас превалирует в республике.
"Мы должны иметь доступ к образцам пациентов с положительным результатом тестирования. Это пациенты специализированных больниц Зангиота-1 и Зангиота-2. При отборе мы видим, как тяжело люди переносят это заболевание, особенно те, кто страдает хроническими болезнями, пожилые люди", – разъяснила Далимова.
Она отмечает, что нельзя предугадать дальнейшее мутирование вируса, и прервать эту цепочку может только вакцинация.
"Это единственный способ. С самого начала я пыталась донести до всех, что вакцина – это не гарантия того, что вы не заболеете, но гарантия, что не умрете. А это многое значит", – сказала Далимова.
Также она рассказала о сотрудничестве Центра передовых технологий со специалистами из России.
По словам ученого, это партнерство и взаимодействие происходит на постоянной, непрерывной основе. Регулярно в Центр приезжают российские специалисты, также узбекистанские молодые биологи проходят практику и стажировку в России.
"Первой страной, куда мы отправились для изучения разработки вакцины и ее производства – это Россия. Нам организовали встречи, чтобы мы изнутри увидели, как производится вакцина "Спутник V" и пообщались с коллегами – иммунологами, разработчиками вакцин", – добавила Далимова.
Также Центр передовых технологий и научные учреждения России проводят стартапы, реализуют совместные научные проекты в здравоохранении, химической отрасли. Так, сотрудники Центра в Ташкенте проходили обучение в российском "Сколково".
Они участвовали в программе "Софтлендинг" по информационно-коммуникационным технологиям.