ТАШКЕНТ, 17 апр – Sputnik. С 10 мая управление железной дорогой Хайратон — Мазари-Шариф полностью перейдет к афганской стороне. Об этом заявил директор Афганских железных дорог Бахт ар-Рахман Шарафат, сообщают наши коллеги из Sputnik Афганистан.
В настоящее время управляет этой железнодорожной веткой АО "Узбекистон темир йуллари". По новому договору, подписанному по запросу афганских властей, все обязанности по обслуживанию железной дороги, включая техническое обслуживание, управление и сбор доходов, с начала мая переходят Афганским железным дорогам.
В настоящее время Афганистан выплачивает Узбекистану за обслуживание 75-километровой железной дороги от Термеза через пограничный пункт "Хайратон" до Мазари-Шарифа $18 млн ежегодно.
Это основная транспортная артерия страны. Доход от импорта товаров по ней составляет от $2,5 до $4 млн в месяц ($3,5 млн в прошлом месяце). Поскольку плата за обслуживание железнодорожного сообщения составляет львиную долю доходов, талибы* посчитали такую ситуацию не соответствующей национальным интересам.
По утверждению афганских властей, операционный потенциал Афганских железных дорог в этой связи был значительно увеличен. Кроме того, афганские бизнесмены надеются, что благодаря этому шагу снизится стоимость грузовых перевозок.
Эксплуатацией дороги Хайратон — Мазари-Шариф в настоящее время занимается "Согдиана-транс", дочернее предприятие "Узбекистон темир йуллари". Оно было создано в декабре 2011 года для эксплуатации и обслуживания железнодорожной линии Хайратон — Мазари-Шариф в Афганистане. В ноябре 2010-го "Узбекские железные дороги" завершили строительство линии протяженностью 75 километров и стоимостью 129 миллионов долларов.
В компании напомнили, что за десять лет деятельности "Согдиана транс" по этой дороге в Афганистан и транзитом в другие страны было доставлено около 28 миллионов тонн грузов.
Узбекистан заинтересован в развитии железнодорожного транспортного коридора в этом направлении.
В частности, узбекские железнодорожники уже весной приступят к работам по строительству Трансафганской железной дороги. Также Ташкент намерен обучать афганских специалистов работе на железнодорожных путях.
В октябре стало известно, что в проекте будет участвовать и РЖД.
Транспортный коридор должен связать Евросоюз, Россию со странами Центральной Азии, а также Индией и государствами Юго-Восточной Азии.
* — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность
Читайте также: