ТАШКЕНТ, 25 янв — Sputnik, Рамиз Бахтияров. В день рождения Владимира Высоцкого Sputnik Узбекистан поговорил с одним из самых ярких продолжателей бардовского движения в республике Тимуром Валитовым. Он не только лично видел выступления своего кумира юности, но и многому научился у него как в творческом, так и в личном плане.
— Как давно вы знакомы с творчеством Высоцкого? Часто ли видели его выступления вживую?
— Творчество Высоцкого я знаю очень глубоко, так как свою творческую биографию я начинал с подражания этому великому человеку. Почти все мои ранние песни были под Высоцкого, и я ничуть не стыжусь этого.
В студенческие годы я был в Москве на практике и видел в театре практически весь репертуар Высоцкого на Таганке. Это и "Жизнь Галилея", и "Добрый человек из Сезуана", и "Десять дней, которые потрясли мир", ну и, конечно же, легендарный "Гамлет". Это было неизгладимое впечатление, когда он читал свой монолог. Декорации там имели второстепенное значение. Это было потрясающе.Я считаю взлетом Высоцкого выход в свет фильма "Вертикаль", где было четыре знаковые песни, которые тут же потрясли молодежь. Это было совершенно новым витком в развитии авторской песни. С той поры и зародилась эта любовь к творчеству барда.
Я неоднократно был на концертах Владимира Семеновича – и в Москве, и у нас в Ташкенте. Как-то в республику приехал ВИА "Красные маки", он выступал в первом отделении, а Высоцкий пел во втором отделении концерта. Получилась необычайная солянка – такие разные исполнители. Высоцкий пел всего один час: это было так плотно, нервно, эмоции зашкаливали. Трудно передать ту атмосферу, которая царила в переполненном зале бывшего Дворца спорта "Юбилейный", где проходило выступление.

А в Москве, во время полузапретного концерта на Ростокинской текстильной фабрике, которое замаскировали под лекцию о международном положении, Высоцкий сразу попросил зрителей быть предельно внимательными и сдерживать эмоции и овации. Бард заметил, что времени всего час, а вместо продолжительных аплодисментов после каждого исполнения он лучше споет лишнюю песню.
Когда в дни московской Олимпиады его не стало, это оказалось страшной потерей. Думали, что явление Высоцкого — это что-то временное, мимолетное. Но нет, десятилетия доказали обратное. Прошло более 40 лет, а его творчество по-прежнему живо, оно актуально и неповторимо.

— Чему лично вы научились у Высоцкого?
— Прежде всего, искренности, мужеству, принципиальности. И, безусловно, поиску своего собственного пути, своей колеи. У Высоцкого есть замечательная песня на эту тему: "Своя колея ". Вот и у меня так случилось: если в юности я подражал его творчеству, то со временем нашел свой стиль и голос в авторской песне. Но моей путеводной звездой оставался именно Владимир Семенович.
— Для вас Высоцкий в первую очередь бард, поэт или актер?
— Конечно, это, прежде всего, бард, а затем уже все остальное. Его песни оказались пророческими. Он пел о себе так: "...не пройдет и полгода, как я появлюсь, чтобы снова уйти на полгода". Так и случилось: между его рождением и смертью ровно полгода. Он ушел от нас, но потом вернулся и в творчестве своем остается по сей день.
Во всех своих занятиях он отдавался этому делу полностью – и в театре, и на сцене. Я считаю, что это человек, который в своем творчестве прожил тысячу жизней, побывав и моряком, и шахтером, и спортсменом, и альпинистом.
— Есть ли какое-то особое отношение к Высоцкому в Узбекистане?
— Не могу сказать, что в Узбекистане все поголовно фанатели от Высоцкого, но песни его любили, пели и продолжают исполнять. Есть отдельные барды, которые специализируются на его песнях и манере исполнения — с такой же хрипотцой. Например, Валерий Мудрый. Такие выступления всегда проходят на ура, ведь его репертуар вне времени. Это песни о вечных философских темах, о поиске смысла жизни.Высоцкий много раз бывал в Узбекистане – в Ташкенте, Самарканде, Бухаре. Особенно любил заезжать в город Зарафшан, где бывал даже чаще, чем в столице республики. У него был друг Вадим Туманов — золотодобытчик, работавший в Сибири. С ним часто приезжал в Зарафшан в гости к горнякам. Владимир Семенович очень их любил, преклонялся перед этой профессией. Вы не представляете, сколько километров магнитофонных лент с его песнями там было записано.

— Какой период переживает жанр бардовской песни в Узбекистане сегодня? Есть ли молодежь или в основном люди советской эпохи?
— Конечно, исполнителей старой школы гораздо больше, но приходят и молодые авторы, которые сами пишут песни, исполняют. Они самобытные, талантливые. У нас это движение живет и развивается. За 27 лет истории клуба бардовской песни "Арча" выросло не одно поколение певцов с гитарой. Даже внуки первых участников к нам приходят. Не так много, но они есть. Причем, у нас ведь не только творческие вечера проходят — в республике регулярно собираются крупные фестивали: "Чимганское эхо" в июне и "Осенний аккорд" — в конце сентября. Первый Чимганский фестиваль состоялся в далеком 1977 году, а на его открытие приезжали такие знаменитые барды, как Сергей Никитин, Степан Балакин, Александр Суханов и другие мэтры этого жанра.

— Что сегодня, спустя 40 лет после кончины поэта, привлекает молодежь в творчестве Высоцкого?
— Высоцкий вне времени, вне каких-то застывших исторических дат. Он поет в своих песнях о вечном – о героизме, смелости, предательстве, трусости. Каждую песню будто сам проживаешь с ним. Вспомнить хотя бы его строки из песни "Тишина" или "Братские могилы". Это так искренне, так проникновенно. Разве такое еще напишешь?
Еще один план и пласт его творчества – юмористический. Его шуточные песни до сих пор смешны, даже сегодня. Вечна актуальная и его излюбленная спортивная тематика.
— Есть ли будущее у авторской песни в современном мире и в частности в Узбекистане?
— Разумеется, зародившись однажды, она уже не умрет. Авторская песня – это умная песня, она учит взаимопониманию. Это вам не два притопа - три прихлопа. Песня – это слова души, музыка – ее крылья, а исполнение – сам полет. Если какого-то из этих компонентов не достает, значит, авторская песня не состоялась. Это всегда личные переживания, личный жизненный опыт, в котором благодарный слушатель найдет для себя духовную пищу.