Прилетая на Кунашир, неподготовленный гость меньше всего ожидает увидеть на парковке аэропорта хромированный байкерский мотоцикл и сверкающую громадину внедорожника Hummer. Ведь эти модели давно не для бездорожья, а для красивой показушной езды по автобанам и улицам мегаполиса. А здесь - остров с вулканами, медведями и рыбаками.
Ребус разгадывается уже через минуту, когда пассажирский автобус выезжает на новенькое шоссе, бегущее среди сопок, с видами на тот самый вулкан. До самого поселка Южно-Курильск, выполняющего функции столицы Кунашира, шоссе прерывается лишь раз — дорогу строили сразу с двух направлений, и строители пока еще не встретились, оставив посередине разрыв в километр.
— К декабрю обещают закончить, — словно прочитав наши мысли, комментирует съезд на грунтовку водитель пазика. — Труд свое дело знает!
Позже выясняем, что имелся в виду не труд как таковой, а акционерное общество "Труд", строящее на острове все имеющиеся дороги. И не только дороги. Разыскиваем телефонный номер директора и без всякой надежды — разгар субботы — просим Ивана Федоровича Жаркого о встрече.
Директор на рыбалке, вечером вернется, но рыбачит он в хорошей компании и по всем правилам, а значит, для серьезного разговора будет не совсем в форме. Выходной день, рыбалка и отдых — святое дело.
— Давайте завтра в восемь у меня на базе, — поступает предложение.
В восемь вечера? Хорошо, договорились. Но нет, директор имеет в виду раннее утро воскресенья. Объяснение простое: "Ребята, мы же дороги строим, и выходные у нас роскошь".
Восемь часов утра. Подъезжаем на базу "Труда". Встречаем директора. Жмем руку.
Ребята, мы же дороги строим!
— Иван Федорович, профиль работы вашей компании — это…
— Дорожное строительство. Мы южнокурильский филиал иркутской компании, которая была создана тридцать лет назад из тогда еще небольшого кооператива. Так что мы с большим стажем и с большим опытом.
— География деятельности.
— Работаем от Иркутской области до Курил. У нас пятнадцать филиалов. Представлены во всех регионах, кроме Магадана и Владивостока.
— Когда появился филиал на Курилах?
— Двадцать восемь лет назад.
— Как менялись условия работы за эти годы?
— Огромный рост. Огромный прогресс. Раньше заказы были небольшие. Жилье так не строилось, как сейчас. Сейчас масштабы неплохие. Аварийные и ветхие дома сносят, людей переселяют в новые. Деньги вкладываются. Население здесь богатое: все на свежих "Ленд крузерах" ездят, врачи по 150 тысяч рублей получают.
— Сколько человек сегодня работает в южнокурильском филиале "Труда"?
— На сегодняшний день 147 человек. Сейчас работаем только на Кунашире. Раньше были и на Шикотане: строили там школу, детский сад. Раньше и здесь занимались промышленно-гражданским строительством, построили причальный комплекс, морской вокзал, районный дом культуры, детский сад "Аленка", два дома рядом с ним. Первый асфальт на острове, который появился двадцать с чем-то лет назад, - тоже наша работа.
— Это какой участок?
— Это была улица в районе прокуратуры.
— А дорога до аэропорта?
— Ее мы строим с 2009 года. Реконструкцией занимаемся. Участками по 8-10 километров. Полтора километра стыковки осталось. В этом месяце и состыкуемся. Выигрываем контракты: до 2023 года включительно дорога на острове будет до самого юга, до села Головнино. Неасфальтированные дороги закончатся.
— Чем тогда заниматься будете?
— Ремонтировать.
— Вы строите дороги к населенным пунктам. А к туристическим объектам, к вулкану?
— Есть такие идеи на уровне разговоров. На север надо дорогу к горячим ванночкам. Симпатичное место, вода там хорошая.
— Сами вы местный житель?
— Из Иркутска. Семь лет здесь живу. С семьей.
— Там успели поработать по профессии?
— Успел.
— Есть ли разница — делать дороги на острове или материке?
— Конечно есть. Там запчасти, все остальное — под рукой. Съездил в магазин или позвонил поставщикам — и все есть. Тут этого ждешь. Сейчас сломался маленький погрузчик типа Bobcat. Месяц ожидали какую-то запчастюшку маленькую.
— Всю технику вы тоже сами завозили на остров?
— Да. Головная компания на все филиалы централизованно закупает. Ежегодно технический фонд обновляется. Доставляем железнодорожным транспортом до Владивостока. Потом кораблем. Так же и с топливом происходит. Раз в два месяца на остров по триста тонн завозят. Ну и сто тонн у меня в загашнике всегда лежат на всякий случай. Весенняя или осенняя распутица — бывают задержки.
С материалами тоже сложнее, чем на материке. Со скальным грунтом. Два карьера здесь рабочих: один у нас и один у дорожного управления. Где-то экскаваторами колупаем, где-то бульдозерами. Разрывать тут нельзя.
— Медведи не мешают?
— Ходят. Медведь — хозяин тайги.
— Островные особенности — логистика, сложность с материалами — ведь удорожают работы?
— Обязательно. Тут километр дороги обходится дороже, чем на материке. Перед вами на столе лежит проект, задание к тендеру. В нем прописано, что километр дороги на определенном участке Кунашира должен стоить не более ста миллионов рублей. Мы его делаем за 70-80 миллионов. На материке сметная стоимость ниже.
— На острове есть асфальтовые заводы?
— Да, два. Наш в районе аэропорта.
Откуда люди?
— И на всех этих объектах южнокурильского филиала АО "Труд" сегодня всего 147 человек. Хватает людей?
— Мы люди умные, учились. Планируем. Есть четкое понимание, кто что делает и когда. Но самый тяжелый вопрос, действительно, это кадры. Половина наших работников — граждане ближнего зарубежья, наших бывших союзных республик. В основном работаем с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном.
Казахстан и Киргизия в ЕАЭС, трудоустраивать граждан этих стран проблем не составляет. Никаких специальных документов оформлять не надо. С узбеками потяжелее. Приходится патенты делать.
Но некоторые люди к нам уже и по двадцать лет приезжают. Зазывают других. Здесь они, конечно, зарабатывают лучше, чем у себя на родине. Остальных добираем по объявлению.
— Под какие задачи специалистов искать труднее?
— Легче найти, разумеется, неквалифицированного простого рабочего. Трудности с экскаваторщиками, которые имеют высокий разряд, c бульдозеристами.
— Давайте пройдемся по цифрам. Сколько может зарабатывать тот же экскаваторщик?
— Экскаваторщик — 85 тысяч рублей. Это не потолок, но это стабильная средняя зарплата.
— А где живут приезжие рабочие?
— У нас на базе вахтовый поселок. Есть столовая. Кормим три раза в день. Ежедневно топится баня. Есть прачечная. В общем, условия созданы.
После беседы в кабинете под портретами губернатора и основателя "Труда" выходим наружу, чтобы осмотреть территорию базы и ознакомиться с условиями жизни приезжих работников. Самих их не застали — видимо, работать по выходным приходится не только директору, — но побродили среди рядов небольших домиков.
По сути это городок из строительных бытовок, только без колесной базы. Внутри несколько двухъярусных кроватей, тумбочка, шкафчик. Условия спартанские, но вокруг чисто и аккуратно. Со стороны улицы прикручен ручной умывальник. Удобства не во дворе даже, а в отдельном помывочном блоке с душем и туалетами.
Жить можно, да и не стали бы работники ехать за тридевять земель, если бы их не устраивали местные условия. А приезжают в основном одни и те же, за последнее десятилетие сложился основной костяк бригады. Так, кстати, и директору удобнее — у вахтовиков свои бригадиры из авторитетных аксакалов, они и задания раздают, и за порядком присматривают.