Ташкент, 23 июл — Sputnik, Анна Столярова. В Ташкенте ушел из жизни режиссер и мультипликатор Алишер Хамдамов. Кинокритик Сергей Кудрявцев, который близко знал режиссера и работал вместе с ним над последними фильмами, поделился со Sputnik воспоминаниями.
С верой в "Джан"
К сожалению, за свою долгую творческую биографию Хамдамов выпустил в свет только два полнометражных фильма, так и не завершив ряд своих масштабных проектов.
"Так получилось, что ни в прежние времена, ни в нынешние, он не сумел вписаться в систему, как-то себя проявить. Все его важные, самые ценные, значимые проекты, о которых он мечтал всю жизнь, в частности экранизация "Джана" Андрея Платонова, так и остались нереализованными", — с сожалением замечает Кудрявцев.
Хамдамов загорелся снять эту картину еще в студенческие годы. Свою мечту он пронесет через всю свою жизнь, назвав впоследствии свой продюсерский центр словом "Джан", что на Востоке означает "душа".
Кроме идеи экранизировать Платонова, были попытки снять фильмы по произведениям Василия Быкова. Несколько оригинальных сценариев запускались в производство, собиралась команда, но затем, по разным обстоятельствам, проекты сворачивались. Так было с картиной "40 ступеней", производство которой было прекращено после неожиданной гибели Игоря Талькова, приглашенного на главную роль.
"Обидно, что человек мог сделать больше и лучше, но многие замыслы так и остались нереализованными. Раньше, по каким-то идеологическим, цензурным соображениям, теперь — по денежным. Идеологические еще можно каким-то образом обойти, а если нет денег, то ничего не снимешь…", — подчеркнул Кудрявцев.
"Загадочный сфинкс"
Во ВГИК Алишер Хамдамов поступил не по направлению от республики, как многие в то время, и без рекомендаций режиссеров, а сам по себе. Алишеру посчастливилось попасть в группу к мастеру отечественной кинематографии — Льву Кулешову. Хамдамов был его любимым студентом.
"Лев Владимирович боялся в чем-то отказать своему любимчику и просил всех, включая свою жену, которая вместе с ним вела мастерскую: только не допускайте ко мне Алишера, а то он у меня начнет что-нибудь просить, а я не смогу ему отказать…, — со смехом вспоминает Кудрявцев. — Кулешов называл его, любя, загадочным сфинксом".
При этом, именно он отговорил Хамдамова снимать фильм по короткому рассказу Юрия Казакова «Вот бежит собака», работой над которым так загорелся уже на первом курсе Алишер. Наставник заявил будущему режиссеру: рано еще снимать подобное кино. Для этого мало одной юношеской дерзости — нужны понимание и опыт.
По словам Кудрявцева, до поступления во ВГИК Хамдамов выступал на одном из конкурсов чтецов, где покорил публику своим талантом. Этот узбекский юноша, читающий наизусть поэму Вознесенского "Ода сплетникам", поразил зрителей и жюри.
"Когда я с ним только познакомился, меня больше всего удивило, что это человек абсолютно не только русской культуры, но и вообще мировой культуры. Начитанный, великолепно знающий литературу самых разных стран и авторов", — признается кинокритик.
Оборвавшийся "Отзвук"
В последние годы Хамдамов работал над картиной "Отзвук". Но фильм, который должен был вскоре выйти на большой экран, незадолго до смерти режиссера украли и "выложили" в сеть.
"Я не могу сказать определенно, но думаю, что это повлияло на его состояние. Он уехал в Ташкент в конце января, когда закончились работы по переозвучке фильма. Фильм украли у нас месяц назад, но мы об этом ему не говорили. Но в минувшую субботу он по телефону всё-таки узнал об этом и, видно, это произвело какое-то на него впечатление", — предполагает Кудрявцев.
Авторы фильма уже подали заявки на четыре международных кинофестиваля.
Иногда, как признается Кудрявцев, он думал о том, что Алишер, порядочный, мягкий и дружелюбный, появился на свет будто бы не вовремя. То ли рано, то ли слишком поздно. На самом деле, как поясняет Кудрявцев, Алишер родился почти за месяц до начала войны. И путаница с датой его рождения в какой-то степени символична, размышляет друг режиссера. Просто не каждый может вписаться в систему и добиваться всего в жизни любой ценой.