ТАШКЕНТ, 8 сен — Sputnik. Корреспондент Sputnik встретился с высокопоставленным источником в правоохранительных органах, который рассказал о произошедших событиях и их причинах.
— Абдухалим Назарзода еще за месяц до этих событий выплачивал по 100-150 сомони, а иногда и до 100 долларов около трехстам людям — бывшим мигрантам, а теперь его нынешним соратникам. Он их готовил к "часу икс", они ждали команды. Это по оперативным данным. Сейчас эти люди устанавливаются, — говорит источник.
По его словам, картина нападений 4 сентября выглядела следующим образом:
— Первое нападение на ОМВД города Вахдат произошло в половине пятого утра, в нем участвовал Зиёвиддин Абдуллоев, — рассказывает источник. — Он работал в уголовном розыске Вахдата. Был в тот день в ОМВД, ночевал там, а рано утром, сказав дежурному, что пошел делать тахорат (омовение, — ред.) перед молитвой, открыл калитку и впустил внутрь несколько боевиков.
Их через окно увидел милиционер, который отвечал за "оружейку". Он тут же зашел в оружейную комнату и закрылся. Они ворвались внутрь помещения ОМВД, хотели взять оружие, но он вытащил ключ из замка и бросил его внутрь "оружейки". Он же застрелил Абдуллоева и еще одного боевика, сам же был ранен.
По словам источника, оставшиеся сторонники Абдуллоева убили следователей, которые приехали в этот день из районов и ночевали в ОМВД.
Они забрали у них оружие, а потом сбежали.
…Примерно в это время, рано утром Абдухалим Назарзода и несколько его соратников прибыли в Центральный аппарат Минобороны в Душанбе.
— Назарзода отдал приказ собрать оружие — порядка 700 единиц. Все погрузили в машины. Он взял с собой 90 солдат — причину объяснил так: готовится некая спецоперация и они нужны, — продолжает источник.
По его словам, груженые машины и солдаты выехали в сторону Вахдата. А сам Назарзода с некоторыми своими соратниками поехал к себе домой, чтобы забрать оттуда дополнительное оружие.
По дороге домой, а живет Назарзода прямо за хлебзаводом на повороте аэропорта, их машину остановил наряд ОМОНа.
По словам источника, в то раннее утро на своих постах было две машины ОМОНа, они выехали по заданию на окраину Душанбе со стороны Вахдата, так как уже были предупреждены о нападении на ОМВД. Одна машина стояла на одном участке, вторая как раз на перекрестке на повороте аэропорта.
— В расстреле ОМОНовцев участвовал сам Назарзода и еще несколько боевиков. Один из ОМОНовцев остановил машину, увидев бородачей. Спросил, кто и куда направляется. В это время один из них напал на него и отобрал оружие, другие достали автоматы. Парней расстреляли из автоматов.
После непредвиденной засады, Назарзода, вероятно, решил изменить планы и поэтому передумал ехать домой, а сразу направился в Вахдат.
- А откуда все же известно, что он собирался домой?
— В его доме и на его хлебзаводе было обнаружено много единиц "забытого" оружия.
По словам источника, тем временем, на выезде из города солдаты, видимо, почувствовав неладное, остановили машины и все вернулись с расположение части. С Назарзодой в результате в Рамит ушли только его изначальные сторонники — всего около 80 человек.
— По дороге в Вахдат Назарзода намеревался набрать оружия еще и в части десантно-штурмового батальона. Эта часть находится чуть дальше 9-го километра, она является одной из самых оснащенных, здесь самое современное оружие и именно здесь, помимо стрелкового, Назарзода хотел взять БМП, — говорит источник.
Он вышел по связи на дежурного в тот день по ДШБ, сказал, что готовится спецоперация, и он будет через несколько минут. Сказал, чтобы ему открыли ворота. Ему ответили — "ждем". Но в эти минуты уже прошел сигнал тревоги о том, что было совершено нападение на ОМВД Вахдата. И дежурный ДШБ получил его буквально в момент разговора с Назарзода, — продолжает источник. — Была передана информация и о том, что все военные части должны быть "заблокированы" и никого нельзя впускать, было названо отдельно и имя Назарзода.
Тогда дежурный сказал: "не приближайтесь к части, будем стрелять".
После, по словам источника, Назарзода был вынужден бежать в горы, в Рамитское ущелье.
— Уже в Рамите правительственные силы отбили у него машину с оружием, — говорит источник. — И, по некоторым данным, сейчас его группировка разделилась на несколько мелких.
Зачем?
- Пожалуй, главный вопрос — зачем ему это было нужно?
— Не известно достоверно, но скорее всего для дестабилизации обстановки в республике. Сам Назарзода очень богатый человек. Он строит трехэтажную больницу на 9 километре, ему принадлежит на повороте аэропорта 20 гектар земли, а также хлебзавод. Также по дороге от Душанбе к Вахдату у него много собственности: магазины, рестораны, производственные объекты, дома отдыха и много другого.
- Значит это не вопрос денег?
— И деньги тоже, ему наверняка проплатили за дестабилизацию. И не только ему. Ведь для кого-то же предназначалось столько оружия, которое он захватил? Порядка 700 единиц. Есть вероятность, что именно для тех 300 последователей, которым он платили деньги за месяц до событий.
Он всегда был с оппозицией. В последнее время на ПИВТ стали давить и ему сказали, что пора действовать.
- Он рассчитывал только на свои силы и тех сторонников, что ушли с ним? Или есть кто-то еще, кто мог поддержать Назарзода в Душанбе?
— Может и есть. Явно то, что план не был выполнен до конца. А в планах, возможно, было захватить Вахдат полностью. Это просто логически если размышлять. А потом вести переговоры. Возможно, переговоры по ПИВТ.
- Официальные власти утверждают, что он был членом ПИВТ, в партии же опровергают это заявление, отмечая, что "законодательство страны запрещает членство в политических партиях для офицеров, солдат и сотрудников военных структур".
— Можно и не состоять официально в рядах, но помогать, быть сторонником. При обыске в его доме, на стене, были обнаружены портреты Кабири и Нури. Он всегда был верен ПИВТ.
- Чем может закончиться операция?
— Его или ликвидируют, либо он уйдет в Афганистан. Но последнее вряд ли, Назарзода в военном деле не был давно, для него это тяжелый переход и сложная операция. Он не готов физически.
В 90-х Назарзода не был выдающимся командиром, хотя одно время, уже после подписания соглашения о мире, на него делали ставку, как на высококвалифицированного военного, поэтому поставили командовать 25-ым батальоном (часть, которая была образована из числа бывших бойцов вооруженных формирований ОТО, — ред.).