Организация Договора о коллективной безопасности призвана сохранять безопасность в странах-участницах, но действительно ли мы находимся под железным щитом ОДКБ. Корреспондент Sputnik побеседовал с экспертами из разных стран о роли организации и перспективах безопасности в ЦА.
Sputnik Кыргызстан опросил политологов по поводу предстоящего саммита в Душанбе.
Столица Таджикистана 14 сентября принимает глав стран-участниц ОДКБ. На сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) обсудят внезапную проверку КСОР, дальнейшее развитие военной составляющей организации. Президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана обменяются мнениями о ситуации в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности.
Вероятность угроз в регионе высока
По мнению кыргызского эксперта по проблемам безопасности полковника спецслужб в отставке Таланта Разакова, мир нестабилен, а безопасность в Центральной Азии постоянно подвергается угрозам — как внешним, так и внутренним.
"Терроризм, представляющий собой настоящую угрозу мировому сообществу, объединил против себя множество государств — появились ШОС, ОДКБ и Коалиционные силы, которые имеют свою тактику", — сказал эксперт.
Он отметил, что ОДКБ проявляет сдержанность и не допускает вмешательства во внутренние дела государств, где время от времени возникают определенные критические ситуации.
"Последние события в Таджикистане показывают, что вероятность угроз в регионе высока и необязательно эти риски связаны с внешней угрозой", — сказал Разаков.
При этом эксперт подчеркнул, что возникновение проблем с радикальными исламистами внутри ЦА неразрывно связано с геополитической составляющей и, по сути, является продолжением политики Запада в попытке сохранить однополярный мир.
Четкое определение внутренней и внешней угрозы
Политолог из Таджикистана, доктор наук Парвиз Муллоджанов отметил, что активизация радикалов в Афганистане опасна не только для Таджикистана, она представляют реальную угрозу для всего региона ЦА.
"Шесть тысяч российских военнослужащих в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе и Коллективные силы могут гарантировать безопасность, а создание коллективных авиационных сил позволит еще быстрее реагировать на возможные атаки извне", — сказал Муллоджанов.
По его мнению, реакция ОДКБ о невмешательстве в свете последних событий в Душанбе и Вахдате вполне правильная и соответствует уставу организации.
"С локальными проблемами Таджикистан сталкивается не впервые и довольно успешно с ними справляется. Страны-участницы предоставляют техническую помощь вооруженным силам Таджикистана, и это существенная подмога в решении задач безопасности", — сказал Муллоджанов.
Он отметил, что дискуссия о роли ОДКБ в кризисных ситуациях продолжается довольно долго и перед организацией должен встать вопрос о четком определении понятия внутренней и внешней угрозы. Сегодняшнее разграничение дает понимание того, что ОДКБ будет делать при нарушении границ стран-участниц, а вот реалии указывают на то, что риски могут возникнуть и внутри государства.
"Межнациональный конфликт 2010 года в Кыргызстане ОДКБ посчитала внутренней проблемой, хотя там был риск возникновения межгосударственного конфликта. А последняя спецоперация в Бишкеке против боевиков ИГ, да и активизация экстремистов в Казахстане указывают на то что, не нарушая границ, можно создать критическую ситуацию. Как в этом случае поступит ОДКБ — пока неясно, хотя есть понятие о противодействии коллективных сил террористическим и экстремистским угрозам", — сказал Сатпаев.
Поведение контингента при гипотетическом конфликте между странами ЦА тоже не определено. Чью сторону займет ОДКБ при возникновении столкновений?— задается вопросом эксперт. Саммит в Душанбе, возможно, определит или обозначит эти вопросы.
"Процесс переговоров глав государств поможет решить вопросы коллективного противодействия возникающим вызовам и угрозам. А с учетом быстро меняющегося мира только с помощью действительно крепких дружественных связей возможно сохранение стабильности и мира в регионе", — сказал эксперт.
Вопрос об усилении взаимодействия
Гендиректор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов отметил, что в пятом пункте Правил применения сил КСОР четко определено, что применение силы разрешается в определенных ситуациях:
при отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии;
с целью подавления организованного вооруженного сопротивления террористических сил;
при ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп;
в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств;
при нападении или угрозе нападения на личный состав, имущество или объекты КСОР;
в целях пресечения нарушений норм и принципов международного гуманитарного права в районе операции.
Орлов считает, что этот пункт вполне позволяет применить силу, если на территории какой-либо из стран организации начнутся какие-либо конфликты с применением оружия. Опыт показывает: там, где все начинается как мирный протест, рано или поздно появляются автоматическое оружие и боевики из других государств.
"Являются ли такие люди "террористическими силами"? Безусловно. Являются ли они внешними? Несомненно. Так что подвести нормативно-правовую базу под ликвидацию подобных угроз вполне возможно и не будет нарушением", — сказал Орлов.
Российский эксперт, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что события в Таджикистане, связанные с мятежным генералом Абдухалимом Назарзодой, не представляют угрозы.
"Это был фальш-старт государственного переворота, не более. Несмотря на жертвы с обеих сторон, ОДКБ никак не вмешивается во внутренние дела Таджикистана. В республике успешно проведены совместные учения стран-участниц договора, и прямых угроз государственности Таджикистана нет", — сказал Собянин.
Он подчеркнул, что основная угроза для региона ЦА в целом и Таджикистана в частности идет с другого берега Пянджа — из Афганистана, со стороны исламских экстремистов. Кремль неоднократно заявлял, что не допустит дестабилизации в Таджикистане, и словами командира 201-й российской базы полковника Дениса Лямина Москва и в этот раз подтвердила, что при определенных сценариях подразделения готовы взять под охрану стратегически важные объекты в республике.
"На предстоящем саммите радикальных изменений не предвидится, и юридическое обоснование применения сил ОДКБ останется в прежнем виде, но будет подчеркнута готовность перебрасывать войска в места возникновения серьезных конфликтов, представляющих угрозу государственности стран-участниц договора", — сказал эксперт.
Целями Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) являются "укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов".
Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993-м к ОДКБ присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации.
На момент вступления договора в силу, в 1994 году, ОДКБ насчитывала девять членов, в настоящий момент — шесть. Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает генерального секретаря организации. С апреля 2003 года им является российский военный и государственный деятель генерал-полковник Николай Бордюжа.