Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС – для Sputnik Молдова
Сегодня многие эксперты сравнивают нынешние выступления в Кишиневе с киевским майданом, находя в них много общего. С моей точки зрения, общее, конечно, есть, но имеются и отличия. Причем, отличия принципиальные. Об отличиях и поговорим.
Главное отличие заключается в том, что майдан в Киеве проходил в состоянии ощущения (по крайней мере, такое представление было у многих участников майдана), что Украина едина в своем стремлении избавиться от олигархической власти, и после изгнания из Киева Виктора Януковича в стране сразу будет установлена евродемократия и наступит всеобщее счастье.
Митинги в нынешней Молдове происходят уже в разделенной стране, а потому многие участники антиправительственных выступлений наверняка понимают, что результатом дестабилизации в стране политической обстановки станет гражданская война.
Это сдерживает значительную часть людей, вышедших на площадь Великого Национального Собрания в Кишиневе, от радикализации своих действий.
Хотя пытающиеся встать во главе народного протеста прорумынские активисты провокационно требуют от молдавской власти более динамичной евроинтеграции, а отстранившиеся от акций протеста социалисты считают, что организованные акции протеста – всего лишь способ сменить проворовавшихся евроинтеграторов на кого-то посвежее.
Третье отличие – в особенностях организаторов и участников массовых выступлений в Киеве и Кишиневе. В первом случае руководство майданом постепенно перешло из рук общественных активистов в лапы организованных и подготовленных боевиков националистического «Правого сектора».
Что же касается кишиневских выступлений, то в них, конечно же, участвуют правые радикалы (как и радикалы левые), но их руководящей и направляющей силы однозначно пока не чувствуется. Хотя, быть может, это только Пока.
Словом, различия между нынешними кишиневскими и прошлогодними киевскими событиями существенные. Но есть в тех и других событиях и то общее, на что нельзя закрывать глаза.
Это общее заключается в безысходности ситуации для страны и молдавского народа в целом.
С одной стороны, у многих людей (а может быть даже у большинства) имеется понимание, что выход из социального кризиса и экономической разрухи может быть найден, прежде всего, в установлении более тесных и здоровых контактов с Россией и Евразийским Экономическим союзом, с другой – понятно и то, что молдавские (и румынские) элиты при опоре на НАТО и американские спецслужбы сделают все возможное, чтобы евразийского и пророссийского выбора в Молдове не случилось. И что евроинтеграторов – так же, как и на Украине, не остановит кровь рядовых участников проекта.
У части организаторов массовых акций протеста в Кишиневе, я полагаю, имеется понимание, что молдавским народом вновь пытаются манипулировать – и основной центр этих манипуляций вновь видят в иностранных государства.
Так, если бы массовые протестные выступления в Кишиневе против действующей власти происходили год назад – до, к примеру, или во время парламентских выборов, это было бы не только уместно, но даже необходимо: ведь у народа Молдавии была возможность проголосовать за оппозиционные режиму партии.
Но сегодня требовать новых выборов, по меньшей мере, наивно и запоздало, а может быть и опасно.
Как быть? Не протестовать против продолжающейся антинародной политики властей? Разойтись по домам? Думаю, что протестовать надо, но важно сохранить рамку тех требований, которые были заявлены митингующими изначально – отставки наиболее коррумпированных чиновников, проведения досрочных парламентских выборов и, что очень важно, всенародных выборов Президента (уж поскольку Молдова – единственная постсоветская страна, в которой главу государства избирает не народ, а депутаты).
Важно не дать скатиться митингам протеста в силовое противостояние с властью и, что еще важнее, не допустить внешних манипуляций и провокаций (как это было на киевском майдане), для чего митингующие должны сформировать свой независимый координирующий орган.
Наконец, важно понимать, что сегодня ни одно столь масштабное протестное выступление на постсоветском пространстве не обходится без финансирования его анонимными западными кураторами. И, следовательно, направлены многие массовые протесты в итоге не на защиту интересов народа (в данном случае – интересов граждан Молдовы), а на еще большую дестабилизацию одного из самых взрывоопасных регионов Восточной Европы.
Западным политикам пока не удалось превратить Украину в подобие Исламского государства (Минские соглашения остановили этот процесс), но им, судя по всему, хочется столкнуть Украину и Россию не только на Донбассе, но и в Приднестровье.
Словом, протесты в Кишиневе сегодня – это не только внутреннее дело самой Молдовы, но элемент сложной геополитической игры, зачинателям которой совершенно чужды проблемы молдавского народа. Им сегодня нужна всего лишь протестная энергия масс, которую эти самые зачинатели собираются направить в выгодную для себя сторону.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.