В последние годы ведущие мировые модные дома — Oscardela Renta, Gucci, Dries Van Noten, Christian Dior, Balenciaga, Calvin Klein с успехом используют узбекский икат, адрас и атлас в своих коллекциях. Узбекский икат, к примеру, планируют включить в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
В чем здесь секрет — в уникальных восточных орнаментах, буйстве красок, натуральных материалах или экзотике Востока? Об этом корреспондент Sputnik Узбекистан спросила одного из ведущих дизайнеров республики Лали Фазыловой, основательницы дома моды LALI, чьи коллекции одинаково понятны и в странах Запада и Востока.
— Ваши работы очень часто характеризуют, как сочетание "французского гипюра, итальянского шелка и узбекского адраса". Но насколько я понимаю, все-таки изюминка ваших коллекций в простых европейских формах на основе национальных тканей?
— Вы правы, в основном я работаю с нашими национальными тканями, но люблю экспериментировать и с другими. А почему французский или итальянский?— для меня это вопрос качества ткани, ну, и конечно соответствия моей задумке.
Согласитесь, не каждая страна, может похвастаться таким богатством, а многие дизайнеры мечтают создать свои материалы.
Я, кстати, в последние годы тоже работаю над этим вопросом. К примеру, нам удалось получить эксельсиор ручной работы, причем выкрасить его таким образом, что он совершенно не линяет. А не так давно мне подарили книгу из Лондона с изображениями старинного иката и адраса. Планирую уже этой зимой вместе с моими маргиланскими мастерами сотворить это чудо, мы будем ткать национальные ткани, воскрешая древние орнаменты.
Вообще в Узбекистане, очень многое вдохновляет на творчество. Приведу Вам еще один пример. В Хиве есть удивительное место — "Жума" ("Пятничная") мечеть. Внутри нее находится более 200 деревянных колонн. Представьте себе, что ни на одной из них досконально не повторяется ни один орнамент, у каждой свой смысл и рисунок. А если эти узоры переложить на ткань? Я уже вижу будущие наряды и их цветовое решение.
— Ваша коллекция "Интизор" ("Ожидание") появилась после посещения дворца Ситораи Мохи Хоса, загородной резиденции последнего бухарского эмира. Скажите, что Вы там такое удивительное увидели?
— Идея этой коллекции заключалась в том, чтобы показать западную женщину, красавицу, попавшую в богемную среду Востока, у которой должна состоятся встреча с самим эмиром. По задумке все действо происходит в "Интизор хона" — это зал ожидания во дворце. Именно его интерьер, выполненный в сочетании с национальными и европейскими традициями натолкнул меня на создание этой коллекции.
Известен факт, что этот дворец называют "Среднеазиатским Петродворцом" и строился он на основе синтеза разных архитектурных школ. С первых минут моего нахождения там, я чувствовала, что путешествую во времени, многие образы рождались прямо на месте. Каждый наряд коллекции — это трудоемкая ручная работа. Я безмерно рада, что моя идея и созданный образ западной красавицы одетой в восточные наряды были одинаково понятны и горячо приняты и в странах Азии, и Европы.
— В этом году у Вас очень плотный график работы. Кажется и летом, отдохнуть не удалось. Вы ведь были в Монте-Карло?
— Да, и я радуюсь такому графику, еще успеваю здесь в Ташкенте в шоу-руме принимать своих постоянных клиентов. Ведь работа дизайнера, она, как ежедневные занятия спортом: пока тренируешься — ты в форме, как только пропустил один-два дня — потерял форму, поэтому надо каждый день что-то создавать.
Мой опыт работы с людьми привел меня к убеждению, что диктовать моду перестали только ее законодатели и эксперты, в наш век большого выбора и информации, люди сами стали предлагать фэшн новинки. А так как наша индустрия нацелена на служение людям, мы принимаем их правила игры. И это интересно, потому что в этом диалоге рождается совершенно что-то новое.
— А для кого Вы создаете наряды, для узбекских или западных модниц?
— Я все-таки делаю ставку на то, чтобы угодить нашим женщинам, и еще ни разу не ошибалась в этом. Здесь меня вдохновляет многогранность современной узбекской женщины, она ведь и работница, и заботливая мама, и веселая подруга, при этом самое главное — хранительница национальных традиций и обычаев. И для каждой из этих ипостасей в гардеробе должен быть соответствующий наряд. Так устроены наши женщины. Наверное поэтому нас считают самыми красивыми и неповторимыми.
Поездив по миру, будучи дизайнером, я пыталась понять, почему сейчас восточные мотивы, как никогда в моде. Наверное, это от того, что Европа устала от сдержанных тонов, узбекских ткани будут еще долго в тренде. Люди, в такой одежде заряжаются позитивными эмоциями, а это будет востребовано всегда. Так, что нам есть к чему стремиться и на что ориентироваться. Надо завоевывать сердца Европы.
— Шоу-румы дома моды LALI сегодня представлены странах Центральной Азии. Если речь идет о завоевании Европы, где будет открыт Ваш следующий магазин?
— Мы надеемся и верим в расширение наших горизонтов.
— Бренду LALI уже не мало лет. Вы ведь начинали свой творческий путь с одной швейной машинки и маленькой мастерской еще в 1990-х? Как Вы сами оцениваете достигнутое за эти годы?
— Это очень хороший вопрос, но я еще, не готова подводить какие-то итоги, ведь в мыслях только планы на перспективу, хочется еще многое успеть. Я очень горжусь тем, что мое имя стало брендом и благодарна своему деду, который его дал. Очень верю, что бренд LALI будет также восхищать, радовать и дарить красоту женщине. А мы будем делать все возможное для того, чтобы делать это на самом достойном и качественном уровне.
— Лали, а это сложно нести в мир национальное достояние и культуру?
— Я думаю, что нет, главное делать это с большим сердцем, любовью и искренней теплотой. От этого и получается такой результат, через мои работы люди влюбляются в наш Узбекистан.