Фонд известного на весь мир музея-института древних рукописей "Матенадаран" насчитывает около 18 тысяч манускриптов — уникальных рукописей по истории, географии, грамматике, философии, праву, медицине. В музее хранятся книги на на армянском, арабском, персидском, греческом, ассирийском, латинском, эфиопском, индийском, японском и других языках.
Сотрудники фонда постоянно его пополняют. За последние три-четыре года количество рукописей увеличилось на полторы тысячи экземпляров.
Корреспондентам Sputnik Армения удалось попасть в святую святых Матенадарана – отдел реставрации, где уникальные рукописи и печатные материалы в прямом смысле этого слова возвращают к жизни, порой из небытия восстанавливая рукотворные памятники человеческого духа и мысли.
Главный принцип реставратора – не навреди
Заведующая отделом реставрации Матенадарана Гаяне Элиазян рассказала Sputnik Армения об основных принципах работы реставраторов и о том, что, как правило, остается за кадром, так как посетители Музея-института видят только результаты их труда.
"Мы реставрируем все, что есть в Матенадаране, архив которого содержит более пятисот тысяч документов. В частности, сейчас мы начали реставрацию документов московской Лазаревской семинарии. Этот архив очень ценен, но в свое время его неправильно сшили, из-за чего он был частично поврежден", — сказала Элиазян.
Она рассказала, что вопреки общепринятому мнению, основной работой реставраторов является консервация фондов. Так как если не обеспечить сохранность фонда, то реставрация станет бессмысленной.
"Порядок работы таков: дезинфицируется любой объект, который поступает в Матенадаран, берутся пробы на присутствие грибков и бактерий, в случае необходимости работают биологи, проводится процесс лечения каждого листа", — сказала Элиазян.
Она специально отметила, что дезинфекция проводится специальным раствором, созданным в Армении на основе специальных трав.
"Сам процесс реставрации состоит из обеспыливания, удаления пятен, восстановления страниц, склеивания. Для любой рукописи или книги вырабатывается особая стратегия реставрационного процесса. Каждый экземпляр – отдельный организм, относительно которого мы проводим консилиум, вырабатываем стратегию, как правильно начать реставрацию", — сказала Элиазян.
По ее мнению, основной принцип работы реставратора — "не навреди!", так же как у врачей. Целью работы реставратора является не достижение исключительной красоты, а предотвращение дальнейшего разрушения и старения рукописи, а также сохранение исторического облика объекта.
"Реставрация – это не хирургия красоты", — уверена Элиазян.
Чудотворное Евангелие: утоли моя печали
Глава реставраторов Матенадарана рассказала о том, что у большинства ее "подопечных" – своя особая аура.
"Например, у нас сейчас есть одна рукопись, которая обладает мощной энергетикой. Это частное Евангелие, которое оказалось чудотворным. Выяснилось это совершенно случайно. Девочки во время работы подложили под него свои фотографии и их желания осуществились. А потом мы узнали, что к этой рукописи люди идут просить чуда", — сказала Элиазян.
Она также сообщила о том, что в настоящее время ведутся переговоры о приобретении этого Евангелия для коллекции Матенадарана.