ТАШКЕНТ, 23 сен – Sputnik, Мария Шелудякова. Азиатский банк развития во вторник в докладе "Перспективы развития Азии на 2015 год" оставил прогнозы экономического роста Узбекистана на прежнем уровне 7%, в то же время значительно ухудшив показатели Китая и ряда азиатских развивающихся стран на текущий и следующий годы.
Нефть и газ не оказывают влияние
Руководитель отдела экономики Института стран СНГ, доктор экономических наук Аза Мигранян объяснила Sputnik, какие факторы повлияли на прогнозы АБР, отметив, что узбекская экономика зависит, прежде всего, от экспорта и цен на сырье.
"Многое зависит от объемов экспорта хлопка. В небольших количествах экспортируется газ в Китай. Это сырьевая составляющая. Кроме того, есть довольно большое количество продуктов промышленной переработки", — рассказала эксперт.
Мигранян добавила, что Узбекистан экспортирует в Россию автомобили, что составляет значительную статью доходов для республики.
С точки зрения экспортной структуры узбекская экономика более дифференцирована. По ее словам, влияние изменений цены нефти и газа ощущается не столь сильно из-за того, что республика помимо сырья экспортирует большое количество продукции высокого уровня технологической переработки.
Экономическая система сама себя спасает
Главным фактором защиты узбекской экономики от азиатской тенденции спада является сама экономическая система Узбекистана, которую можно назвать управляемой. Процессы изменения цен и валютных курсов находятся под контролем государства, что, по мнению эксперта, является неоспоримым преимуществом Узбекистана.
"В такой ситуации обеспечить более стабильный рост экономики намного проще, чем в ситуации свободной рыночной экономики. Поэтому Узбекистан может себе позволить не вписываться в общий понижательный тренд", — сказала доктор экономических наук.
Аналитики Азиатского банка развития также отмечают, что импорт товаров в Узбекистан в общем снизился на 6%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это общий фон процессов, которые происходят в мировой экономике, в частности, в постсоветских странах",- уверена эксперт.
Мигранян также сказала, что сокращение сырьевого импорта связано с уменьшением объемов производства. Этот фактор позднее окажет опосредованное влияние.
Прогнозы по инфляции в Узбекистане АБР оставляет на прежнем уровне, что также обуславливается фактором системы управления.
Кроме того, эксперт напомнила, что внутреннее потребление продуктов питания в республике обеспечивается из собственных источников, что значительно упрощает процесс регулирования уровня инфляции.
Китай тянет вниз
Центральная Азия подвергается влиянию замедления экономического роста в КНР, в одном из ключевых рынков. Так, в среду стало известно, что предварительный показатель индекса деловой активности PMI в промышленном секторе экономики Китая в сентябре показал минимум за последние 6,5 лет.
По мнению Мигранян, эта цифра прогнозируемая, так как китайская экономика на протяжении последних двух лет испытывает значительные потрясения. Китай влияет на Узбекистан прежде всего как инвестиционный поставщик и потребитель энергетических ресурсов.
"Влияние на Узбекистан возможно и будет примерно по тем пропорциям, которые будут соответствовать темпам снижения китайской экономики", — заявила экономист.
При этом экономист уверена, что спад экономического развития Китая не равнозначен снижению деловой активности, так как это совсем разные параметры. По ее словам, необходимо прежде всего обращать внимание на такие показатели, как объем промышленного производства и объем потребляемой энергии — эти параметры дадут наиболее точную характеристику влияния на узбекскую экономику.