ТАШКЕНТ, 8 окт – Sputnik. Сегодня исполняется 142 года со дня рождения одного из самых заметных архитекторов XX века Алексея Щусева. Его работы во многом противоречивы, а деятельность вызывает споры до сих пор.
Однако для узбекистанцев он навсегда останется тем человеком, который подарил им своеобразное сердце культурной жизни Ташкента и всей страны – Государственный академический большой театр имени Алишера Навои (ГАБТ).
Сегодня, пожалуй, нет не одного столичного жителя, у которого бы не было своей, иногда грустной, иногда смешной, но всегда крайне интересной истории, связанной с этим "храмом Мельпомены".
За более чем 80 лет с момента постройки театр навсегда вошел в жизнь ташкентцев: возле него назначают свидания влюбленные, это место по традиции посещению жених и невеста перед свадьбой. В ближайшие месяцы, после завершения реконструкции, театр заживет новой жизнью. По этому случаю запланировано грандиозное открытие.
Даже великие иногда попадают впросак
У заслуженного работника культуры Узбекистана кинооператора Анвара Авазходжаева особые взаимоотношения с театром Навои.
"Я работаю на телевидении уже более 60 лет и за это время пришлось снимать немало крупных культурных мероприятий и юбилеев в стенах этого театра. А сколько забавных историй было за это время – не счесть", – делится он.
В советское время это было самое престижное место для проведения различных творческих вечеров. Здесь выступали многие знаменитые на весь мир писатели, поэты и актеры: Людмила Касаткина, Роберт Рождественский, Василий Соловьев-Седой, Борис Андреев.
По воспоминаниям Авазходжаева, С Андреевым произошла довольно забавная история. Перед выступлением он, что присуще многим творческим людям, переборщил с коньяком, а выступление нельзя было отменять. Для решения проблемы собралось все местное руководство.
"Организаторы быстро нашли выход, вызвали милицейский мотоцикл с коляской, посадили его туда и два часа без остановки катали по Ташкенту. Так он не только протрезвел, но и получил экскурсию по нашему солнечному городу", — живо рассказывает Анвар-ака.
По его словам, это здание уникально для съемок. Для оператора главное — фон, чем он интереснее, подчеркивает Авазходжаев, тем оригинальнее и насыщеннее получаются кадры и фильм в целом. А в театре Навои, куда камеру ни направишь — сплошь замечательные планы.
В Узбекистане множество театров, но кого ни спроси, все знают об этом здании в центре Ташкента, потому что ГАБТ такой один. Это здание, видимо, вошло нам в сердце, в наш культурный код, уверен Авазходжаев.
Особенно ему запомнился визит легендарного Хуана Антонио Самаранча. Президента Международного олимпийского комитета принимали именно в здании театра.
"Увидев его, он обомлел, был под большим впечатлением. Я помню, он тогда сказал: "Я много где побывал, но в этом здании есть что-то необыкновенное", — делится Анвар-ака.
Храм узбекского искусства
"У каждого человека, живущего в той, или иной столице, есть свои особенно любимые места. Для меня это Театральная площадь Ташкента, которую вот уже 80 лет украшает поистине уникальное здание ГАБТа и раскинувшийся неподалеку фонтан в виде большой раскрывшейся хлопковой коробочки", – рассказывает главный редактор интернет-портала Kultura.uz Борис Бабаев.
Вечером на эту площадь собираются многие ташкентцы и гости города, кто в театр, а кто просто приятно провести время.
В 1968 году журналисту довелось в этом театре брать интервью у самого Арама Хачатуряна, когда он прилетал на премьеру своего шедевра — балета "Спартак". Спустя несколько лет, во время одного из ташкентских международных кинофестивалей, в этих стенах Бабаев беседовал с великим Чингизом Айтматовым.
"Каждый раз приходишь в этот театр как в первый раз. Чувство особого волнения и радости не покидает в этих стенах никогда. Трудно поверить, что это величественное сооружение, воздвигнутое по проекту выдающегося русского архитектора Щусева, построено в тяжелые годы Второй мировой войны", — с волнением рассказывает Борис Рахимович.
Всесоюзный конкурс на строительство здания был проведен еще в 1934 году, для участия в нем представлено четыре крупных проекта, но выбрали идею Щусева. В 1940 году был заложен фундамент, но из-за тягот войны строительство возобновилось лишь в 1943 году.
Завершение работ совпало с юбилейными торжествами в честь 500-летия со дня рождения основоположника узбекской литературы Алишера Навои. Основные мероприятия проходили как раз в зале только что построенного театра.
Неслучайно, интерьеры театра напоминают сказочные дворцы, созданные удивительной фантазией Навои в его поэмах "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь планет" и "Стена Искандера". Цикл сюжетных панно на эти темы в формате монументальной живописи создан выдающимся мастером изобразительного искусства Узбекистана Чингизом Ахмаровым.
"Щусев лично руководил строительством, постоянно искал способы более яркого выражения национальных традиций в его облике и художественной культуры Узбекистана", – подчеркивает журналист.
В своих заметках архитектор писал: "Театр — это Дворец творчества и отдыха, помещается обычно в центральном месте и должен быть одним из красивейших зданий города". В данном случае, все так и получилось.
"После проведения масштабной реконструкции ГАБТ снова примет зрителей, и мы все этого ждем с большим нетерпением", — заключил Борис Бабаев.
Время собирать камни
У театра Алишера Навои особая судьба, считает директор столичного Музея памяти японских интернированных лиц Джалил Султанов. По его словам, около 25 тысяч японских граждан, интернированных Советской армией после Второй мировой войны, были сосланы в Узбекистан, примерно 400 из них работали вместе с Щусевым на строительстве театра.
После его завершения, рассказывает Джалил-ака, японцы сажали деревья вокруг здания. Сегодня эти гиганты, которым больше 80 лет, до сих пор радуют ташкентцев.
"Уже в годы независимости один из тех военнослужащих, которые работали на стройке, приехал в Узбекистан. Я был свидетелем трогательной картины, когда он обнял одно из деревьев, расплакался, сказал, что помнит, как сажал его в те далекие годы", — отметил он.
"А проявить милосердие и гуманизм к путнику — это обязанность нашей культуры, и это японцы помнят", — подчеркнул глава музея.
Японские военные были замечательными мастерами, они не только сделали всю знаменитую кирпичную кладку театра, но и предложили немало технических решений, сделавших ГАБТ уникальным архитектурным произведением.
"Сегодня на весь мир известны бухарский, хивинский, кокандский залы театра. Часто говорят, что заслуга в их появлении принадлежит только узбекским ремесленникам. Это не так. Вырезные работы по дереву, эти уникальные деревянные узоры действительно выполняли местные мастера, а все узоры и завитки методом литья делали японцы", – подчеркнул Джалил Султанов.
В общем и сотни страниц не хватит описать впечатления ташкентцев об этом уникальном месте. Ясно одно — и через 50 лет оно также будет оставаться в сердцах, встречая молодежь, новобрачных и стариков, уютно устраивающихся в тени деревьев, посаженных японскими солдатами.