По мнению директора Аналитического центра МГИМО, доктора политических наук Андрея Казанцева, нынешняя встреча глав государств СНГ, и особенно то, что она проходит в Казахстане, имеет особое значение.
Президент РК Нурсултан Назарбаев известен тем, что очень эффективно выполняет роль посредника в различного рода конфликтах. В данный момент Казахстан, по словам политолога, пытается играть такую роль и по ситуации на юго-востоке Украины, и по сирийскому вопросу.
"Казахстан максимально использует возможности СНГ для того, чтобы каким-то образом снижать конфликтность на постсоветском пространстве, налаживать каналы взаимодействия между странами, у которых есть разногласия", — подчеркнул эксперт.
Кроме того, сейчас на постсоветском пространстве наблюдается серьезное обострение прошлых конфликтов. А самое главное, считает эксперт, в связи с тем, что идет война в Сирии и одновременно обострилась ситуация в Северном Афганистане, есть большие опасения, что начнется взаимовлияние этих конфликтов
"В частности, уже наблюдается проникновение "Исламского государства" в Северный Афганистан. Там может открыться новый фронт, связанный с ИГИЛ", — подчеркнул политолог.
"СНГ изначально было создано для более-менее цивилизованного развода бывших советских республик. Основная роль, которую играло и играет Содружество, это роль посредничества. Эта функция СНГ до сих пор сохраняется", — считает Казанцев.
Евразийский экономический союз — для тех стран, которые в него входят — не только заменил СНГ, но во многом его превзошел. Для стран-участниц ЕАЭС СНГ как формат уже просто не нужен, продолжил политолог. А вот для стран, которые не входят в Евразийский экономический союз, но входят в СНГ, это по-прежнему важный формат согласования со своими партнерами сложных, конфликтных вопросов, которые, по словам Казанцева, "тянут им ноги".
Эксперт уверен, что именно формат СНГ помогает всем странам-членам Содружества координировать свои позиции. Это позволяет в значительной степени снижать конфликтный потенциал на постсоветском пространстве в условиях, когда он объективно очень велик.