Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ
Ответственность за теракты, совершенные 13 ноября в Париже, взяла на себя радикальная организация "Исламское государство". Полиция уже установила личности троих из восьми террористов. Отпечатки пальцев показали, что один из нападавших оказался гражданином Франции. По предварительным данным, двое других — граждане Сирии и Египта. Причем владелец сирийского паспорта въехал в ЕС в качестве беженца через территорию Греции.
Очевидно, что специальные службы и правоохранительные органы Франции были застигнуты врасплох. Об этом свидетельствует, например, свободное перемещение террористов по Парижу на автомашинах с автоматическим оружием и большим количеством взрывчатых веществ местного производства. Террористы действовали согласованно, по заранее разработанному плану, на подготовку которого ушло не менее месяца.
Время проведения терактов в Париже не было случайным. Это произошло накануне открытия саммита "Большой двадцатки" в Анталье (Турция) и встречи в Вене по урегулированию сирийского кризиса на уровне министров иностранных дел. Фактически это был вызов международному сообществу.
— относительно невысокий уровень подготовки национальных спецслужб (во всяком случае, по сравнению с Секретной разведывательной службой Великобритании "Ми-6");
— значительное вовлечение Франции в вооруженные конфликты Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока.
Так, в 2011 г. президент Франции Николя Саркози инициировал военное вмешательство ведущих стран Запада, Турции и Аравийских монархий Персидского залива в ливийский кризис, что привело к убийству Муаммара Каддафи и фактическому распаду страны. А в марте 2012 г. в сирийском городе Хомс национальная армия взяла в плен от 13 до 18 французских офицеров, которые оказывали помощь сирийской вооруженной оппозиции (и это помимо 270 плененных французских легионеров). Николя Саркози попытался заработать политический капитал на их освобождении из плена, но это не принесло ему победы на очередных президентских выборах.
В настоящее время в воздушных ударах по Сирии задействованы 12 французских боевых самолетов, которые (почему-то) периодически наносят удары по сирийским курдам — одному из основных противников радикальной организации "Исламское государство".
— Франция, совместно с Германией, — локомотив развития ЕС. В таких условиях террористическая атака по Парижу означает удар по ЕС в целом, что на фоне проблемы беженцев может привести, например, к прекращению действия Шенгенского соглашения;
— у Франции статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Следовательно, показывая уязвимость страны для террористов, радикалы дискредитируют роль Совета Безопасности ООН — основного органа по решению глобальных вопросов войны и мира.
Трагические события в Париже имеют отношение и к территории постсоветского пространства.
Во-вторых, представители "Исламского государства" и "Аль-Каиды" неоднократно угрожали проведением терактов на российской территории, что требует не только повышения активности национальных антитеррористических органов, но и более тесного их взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.
В частности, было принято решение уделить особое внимание вопросам "вскрытия и ликвидации "спящих" террористических ячеек, а также пресечения работы вербовщиков, организующих выезд граждан стран СНГ за рубеж "в зоны активности интернациональных бандитских группировок". Для этого предполагается совместно выявлять и ликвидировать каналы переброски боевиков и поставки вооружений, источников финансирования этой преступной деятельности; активизировать соответствующий обмен информацией и усовершенствовать мониторинг сети Интернет, который служит для пропаганды различных форм экстремизма, в том числе религиозного.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.