Эксперт: Ирану выгодно строительство новой дороги в Узбекистан

Подписаться
Появление новой железной дороги позволит разгрузить маршрут через Туркменистан, рассказал Sputnik руководитель транспортно-логистической компании Pishahang Tarabar Company (PTC) Фарамарз Чорбани.

ТАШКЕНТ, 17 ноя — Sputnik. Правительства стран Центральной Азии с подачи Азиатского банка развития недавно вновь вернулись к обсуждению вопроса о необходимости возобновления строительства прямой железной дороги из Узбекистана в Иран через Афганистан.  

Корреспондент Sputnik обратился одному из ведущих экспертов в области перевозок железнодорожных грузов в Иране, руководителю транспортно-логистической компании Pishahang Tarabar Company (PTC) Фарамарзу Чорбани с просьбой прокомментировать эту ситуацию.

По словам собеседника, его компания является одним из лидеров по перевозкам транзитных грузов из иранского порта Бендер-Аббас в Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан, работает в этом направлении уже более 20 лет.

"В этом году мы уже перевезли около 10 тысяч тонн грузов из порта Бендер-Аббас в Узбекистан и порядка 2 тысяч тонн обратно. В основном узбекский экспорт — это хлопок, сухофрукты и различные химические продукты и материалы. Однако эти показатели лишь капля в море от потенциально возможных", — отметил он.

Уборка урожая сои - Sputnik Узбекистан
Узбекистан увеличил экспорт сельхозпродукции по железной дороге

Иран является самым близким, безопасным и эффективным путем для выхода стран Центральной Азии к мировым рынкам через Персидский залив и Оманское море. Однако санкции Европейского Союза и США сыграли негативную роль в торговых взаимоотношениях Ирана и Узбекистана, подчеркнул собеседник, но после женевских договоренностей есть определенная позитивная динамика.

Появление новой железной дороги позволит разгрузить маршрут через Туркменистан, который сейчас испытывает определенные трудности с наплывом грузов. Кроме того, по словам Чорбани, это даст возможность расширить грузооборот, сократить транспортные расходы и время в пути за счет более короткого маршрута.  

"При этом важно понимать, что не только Узбекистан, а все страны региона выиграют от появления железнодорожной линии "Узбекистан-Иран", но ее достройка станет возможной только тогда, когда ситуация в Афганистане нормализуется. В текущих условиях о начале ее возведения не приходится говорить", — заметил эксперт.

Железная дорога - Sputnik Узбекистан
Железнодорожную линию "Ангрен-Пап" запустят в марте 2016 года

Важным фактором в развитии сотрудничества в транспортно-логистической сфере Фарамарзу Чорбани считает недавно подписанный договор по предоставлению скидок на транзит товаров из Ирана в Узбекистан и в обратном направлении.

По данным эксперта, в ближайшие годы договоренности стран в отношении скидок могут пойти и дальше. Так, глава PTC отметил, что иранская сторона обсуждает возможности предоставления дополнительных скидок на транзит отдельных видов узбекских товаров, например, хлопок или удобрения. 

При этом Узбекистан и Иран рассматривают и другие возможности по увеличению грузо- и пассажиропотока. Так, например, Uzbekistan Airways планирует открыть свое представительство в Тегеране с прицелом на развитие грузовых авиаперевозок.

По итогам 2014 года товарооборот между странами составил 250 миллионов долларов. Однако, по заверениям иранской стороны, его можно увеличить более чем в пять раз с появлением новых международных транзитных коридоров.

В сфере транспорта между Узбекистаном и Ираном подписаны соглашения о воздушном сообщении, о международных автомобильных перевозках, о транзите, о перевозках железнодорожным транспортом. Кроме того, заключено четырехстороннее Соглашение о создании международного транспортного и транзитного коридора между правительствами Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Омана.

Лента новостей
0