ТАШКЕНТ, 24 ноя — Sputnik. График спортсмена расписан по часам: если он не на очередном Гран-при, то на учебно-тренировочных сборах. "Газета.uz" побеседовала с Дмитрием, чтобы подвести предварительные итоги года и пожелать ему успехов на предстоящих соревнованиях. Беседа состоялась в Федерации таэквондо, где продолжается сбор.
В Дмитрии поражает многое — не только его поразительная выносливость и даже неуязвимость на даяне, готовность отвечать на любые вопросы, острый ум, но и неповторимое чувство юмора. Несмотря на усталость после тренировки, он продолжает шутить.
— Перечисляя соревнования, в которых ты победил в этом году, можно сбиться со счета…
— Медали завоевал на всех чемпионатах, но именно "золото" получилось взять не везде. К сожалению, на Гран-при в Турции меня явно засудили. Но доказывать что-либо в той ситуации было бессмысленно. Хотя мы пытались. В полуфинале с иранским спортсменом я выигрывал со счетом 5:3. На протяжении всего боя он пытался совершить кое-какой маневр, и вот за 20 секунд до окончания боя он блокировал мои удары, опуская мою руку.
В итоге ему как-то удалось схватить меня за протектор на груди (за это судьи должны были снять баллы) и потянуть на себя, использовав запрещенные приемы. Тренер поднял карточку. Разумеется, мы позже посмотрели видеоповторы, где нарушение было очевидно. Однако, как нам сказали, по новым правилам в данной ситуации тренер не имел права поднимать карточку. Судьи карточку забрали и даже не посмотрели видеоповтор.
— Как ты отреагировал на это?
— Мне было обидно. Появилось сильное желание "отомстить", конечно же, исключительно в рамках официального боя на даяне. Что собственно и произошло на Гран-при в Манчестере, где я одержал над ним победу. Кстати, это один из сильнейших соперников, очень титулованный спортсмен. За пределами даяна мы с ним просто здороваемся, у нас какое-то взаимное неприятие друг друга. В то время как с другими спортсменами — вполне дружеские отношения.
— Расскажи, пожалуйста, о предстоящих соревнованиях. С кем предстоит бой?
— В финальном Гран-при в Мексике примут участие восемь первых спортсменов мирового рейтинга. Распределимся мы следующим образом: первый дерется с восьмым, второй — с седьмым, третий — с шестым и так далее. Мне предстоит бой со спортсменом из Франции. Так что я знаю только того, с кем буду вести первый бой. Сейчас создалась забавная ситуация. Дело в том, что иранец находится на седьмой позиции олимпийского рейтинга, и чтобы попасть на Олимпиаду, после предстоящего Гран-при он должен войти в шестерку. В связи с этим сейчас мне пишут его фанаты с просьбой выиграть француза, чтобы он не набрал баллы и не обогнал иранского таэквондиста.
— Ты уже отметил для себя сильные и слабые стороны соперника из Франции?
— Мы все друг друга знаем, в частности, кто и как ведет себя во время боя. Его сильные стороны, конечно же, я для себя отметил. А вот слабым он станет, когда я начну с ним драться… (Смеется) У меня есть несколько моих, так сказать, коронных ударов, которые я постоянно применяю: это толкающий удар в корпус и удар с разворота в корпус. Все их знают, но всегда пропускают. Также я знаю, что соперники опасаются меня, когда я меняю свою привычную стойку с правой ноги на левую. Их тренеры тренируют их, в том числе в расчете на то, какую стойку я принимаю во время боя.
— То есть все время приходится продумывать новую тактику?
— Да. Ведь новый удар не придумаешь, поэтому нужно продумать, например, новую последовательность из каких-то двух или трех ударов. Самое главное, чтобы это было неожиданно для соперника.
— Что даст победа на предстоящем Гран-при?
— Если это будет первое место, то оно принесет мне 80 рейтинговых баллов и денежное вознаграждение в размере 6000 долларов.
— Иногда создается впечатление, что ты буквально неуязвим. Чем бы ты сам мог это объяснить?
— Наверное, стремлением как можно дольше удержать мировое первенство в своей весовой категории. Как только подумаю, что кто-то скажет: "Я победил чемпиона мира", становится от этого как-то некомфортно.
— Как была отмечена твоя историческая победа в Челябинске государством?
— Недавно был подписан приказ о выплате 12 тысяч долларов от государства. Такое вознаграждение у нас предусмотрено за звание чемпиона мира. Кроме того, в ближайшем будущем должно состояться награждение — я удостоен государственной награды — ордена "Дустлик", а Джасур Бойкузиев (член национальной сборной по таэквондо — ред.) — звания "Заслуженного спортсмена Узбекистана". Орден стал для меня полной неожиданностью. Получить его — огромная честь.
— Поздравления продолжают принимать и твои родители, Александр Павлович и Елена Ивановна.
— Да, и я, честно говоря, больше радовался за них, чем за себя. Мне было очень приятно, когда моему отцу пожимали руку и выражали слова благодарности. Мне кажется, моим победам родители радуются больше, чем я сам.
С большим размахом меня встретили и в Ташкентском государственном экономическом университете, куда я поступил на магистратуру. Лично поздравил ректор, подарили разные подарки — от сувениров до техники. И цветы — целых 47 букетов! Я специально посчитал.
— Есть ли у тебя какой-нибудь ритуал перед выступлением?
— В последнее время заметил, что перестал сбривать щетину перед боем. Сначала хотел выглядеть постарше, а потом это просто вошло в привычку. Но сразу после соревнований бреюсь обязательно!
— Как насчет отпуска? Хотя бы в конце года он полагается?
— Конечно! У нас проходят восстановительные сборы, когда мы примерно на неделю уезжаем в горы, полностью отдыхаем от тренировок, ничего не делаем, вкусно едим.
— Какую кухню предпочитаешь? Какое блюдо тебе никогда не надоест?
— Очень люблю нашу узбекскую кухню. Очень! Когда находимся за границей, я очень скоро начинаю скучать. Люблю все: шурпу, плов, шашлык, манты, казан-кабоб. Но никогда не надоест, конечно же, мамин борщ!
— Считается, что спортсмены — народ малообщительный. У тебя потрясающее чувство юмора. В жизни оно тебе помогает?
— Очень! По крайней мере, хуже от этого не становится!